О целях и задачах альянса c крупнейшей угледобывающей компанией мира - Shenhua Group, о перспективах на рынке АТР и о том, какого предложения еще не сделал Байсаров группе En+ Олега Дерипаски, в интервью "Прайму" рассказал управляющий директор En+ Group по угольному бизнесу, генеральный директор "Востсибугля" Евгений Мастернак. Беседовала Любовь Мартынова.
Вопрос: Добрый день, Евгений Анатольевич. Компания En+ вышла на рынок угледобычи в 2008 года и на сегодня привлекла значительного партнера в лице Shenhua для освоения угольных районов Сибири и Дальнего Востока. Насколько это важно для Вас?
Ответ: Соглашение с крупнейшей угледобывающей компанией мира - Shenhua Group Corp - наша первая договоренность по совместным действиям с зарубежным партнером в сфере добычи угля. Россия занимает второе место в мире по запасам угля, входит в пятерку крупнейших его экспортеров. И я уверен, что наши проекты с Shenhua будут уникальными по меркам российской угольной отрасли.
Сейчас компании En+ добывают в России более 17 миллионов тонн угля в год. Еще 44 миллиона - добыча ТОО "Богатырь Комир" в Казахстане, в котором 50% принадлежат ОК "Русал", контролируемой En+. И мы рассчитываем, что в рамках нашей совместной работы с Shenhua запустим новые проекты с добычей 5-10 миллионов тонн. Предполагаем, что основная часть добываемого угля пойдет на экспорт в страны АТР, прежде всего в Китай, который на сегодняшний день является крупнейшим потребителем угля в мире.
Вопрос: Какие источники средств предусмотрены соглашением?
Ответ: Это будут собственные средства компаний и кредиты. К финансированию будет привлечен Банк развития Китая - являясь третьей стороной в нашем соглашении, банк готов предоставить 2 миллиарда долларов на развитие наших совместных проектов. Они дадут мощный импульс для развития экономики восточных регионов.
Мы намерены инвестировать не только непосредственно в угледобычу, но и в строительство обогатительных фабрик, необходимой инфраструктуры, включая железнодорожные и автомобильные дороги, портовые мощности, возможно, и электростанции для снабжения энергией наших предприятий.
Вопрос: На какой стадии сейчас работа по совместной деятельности?
Ответ: Создана рабочая группа, мы активно изучаем потенциально интересные проекты, оцениваем их с точки зрения масштаба, близости к азиатским рынкам и доступности. Не секрет, что проблема - найти именно сочетание трех факторов: достаточности запасов и степени разведки, наличия базовой инфраструктуры и близости к рынкам АТР. Привлекательных для себя месторождений сейчас видим порядка пятнадцати. К концу года мы рассчитываем определиться с первым проектом и создать паритетное СП для его разработки.
Вопрос: Какая будет сбытовая политика в сотрудничестве En+ и Shenhua, она уже утверждена?
Ответ: Как я уже сказал, мы рассчитываем, что основная часть угля будет экспортироваться в АТР, какая-то часть, конечно же, будет поставляться на внутренний рынок. Базовая конфигурация, закрепленная в нашем соглашении - совместные предприятия на паритетных началах как в добыче угля, так и в его сбыте. Думаю, что мы создадим сбытовое СП в Китае или Гонконге, возможно в третьих странах, для продвижения нашей продукции. Но это вопрос завтрашнего дня. Сейчас мы сфокусированы на поиске подходящих месторождений.
Вопрос: Определены ли будущие портовые мощности под проект с Shenhua?
Ответ: Естественно, портовые мощности будем строить на Востоке России. Ориентируемся на объемы перевалки, сопоставимые с объемом добычи угля в рамках нашего СП, то есть 5-10 миллионов тонн в год. Пока не определено, будет ли это один угольный терминал или несколько. Все будет зависеть от параметров месторождения, на котором мы остановимся. Это будет определяющим. Порт - это вопрос второго порядка.
Вопрос: Кроме этого, с кем-то еще из азиатских компаний ведете переговоры о сотрудничестве?
Ответ: Ведем переговоры с большим количеством компаний. Не исключаем новых крупных партнеров.
Вопрос: Угольные компании En+ в целом ориентированы на экспорт на рынки АТР?
Ответ: Не совсем так. Традиционно мы практически 100% добываемого в России угля продавали и продаем российским потребителям. Эти объемы совершенно точно сохранятся, и по мере роста спроса будут увеличиваться. Но если посмотреть глобально, то основная точка роста спроса на уголь в мире - именно в АТР. На долю одного Китая приходится свыше половины мирового потребления угля, так как китайская энергетика на 70% базируется на угольных станциях. И каждые две-три недели в стране вводится в эксплуатацию новая угольная электростанция. Спрос постоянно растет. В Южной Корее мы ожидаем в ближайшее десятилетие роста спроса на уголь примерно на 100 миллионов тонн.
В 2012 году мы сделали первые шаги в направлении экспорта - поставили около 300 тысяч тонн потребителям в АТР. Объемы небольшие, но для нас это прорыв - для угольного бизнеса En+ практически не существовало экспортных поставок ранее. Мы начали отгрузку с разрезов "Востсибугля" на китайских потребителей, тувинского угля - на корейских и японских потребителей. В текущем году мы надеемся закрепиться на этих направлениях, структурировать коммерческие отношения с контрагентами, определиться по параметрам угля, пройти все логистические цепочки.
Если говорить про горизонт в десять лет, то будем стремиться к тому, чтобы поставки в АТР составляли примерно треть от нашей общей добычи в России. При благоприятной конъюнктуре рынка к этому моменту она может вырасти с нынешних 17 до примерно 40-45 миллионов тонн.
Вопрос: Сформирован ли контрактный пакет на текущий год?
Ответ: Да, конечно. Контрактная кампания на этот год началась с конца 2012 года. С теми контрагентами, с которыми у нас долгосрочные отношения, у которых понятны линия поведения и политика ценообразования, с ними, естественно, начинаем раньше контрактоваться. Это всем комфортно, и это правильно. С частью "недавних" партнеров мы продолжаем переговоры. Есть еще небольшая нераспределенная доля угля, по которой мы работаем. Но в целом контактная компания завершена. Мы стараемся прогнозировать наши поставки за полгода вперед.
Вопрос: Кто ваши потребители, можете их назвать?
Ответ: Портфель контрагентов диверсифицирован. Основной потребитель - это Иркутскэнерго, которому мы поставляем уголь уже десятилетиями, и для станций которого уголь "Востсибугля" (КВСУ) является проектным топливом. Другие крупные потребители - энергетические компании Бурятии, Читинской области, РЖД, Минобороны, структуры ЖКХ.
Вопрос: Какие планы у группы по добыче на текущий год?
Ответ: Суммарная добыча угля российскими предприятиями En+ ("Востсибуглем", Тувинской горнорудной компанией (ТГРК) и "Эрчим-Тханом") останется на уровне 2012 года - около 17,6 миллионов тонн. Отмечу, что прошлый год для КВСУ был рекордным по уровню добычи. Начиная с сентября, компания работала постоянно с перевыполнением плана, что позволило увеличить добычу на 800 тысяч по сравнению с 2011 годом - до 16,8 миллионов тонн. Мы позитивно оцениваем этот успех. Серьезный рост показал казахстанский "Богатырь Комир", он увеличил добычу почти на 8% - до 44 миллионов тонн.
Вопрос: En+ планировал закрыть сделку по продаже "Эрчим-Тхана" в 2012 году, каковы причины отсрочки?
Ответ: Покупатель, с которым у нас была договоренность, к сожалению , так и не смог полностью расплатиться за актив в оговоренные сроки. Сейчас мы ведем переговоры с другими потенциальными заинтересованными сторонами. Пока сделка не закрыта, мы продолжаем управлять компанией.
Вопрос: "Востсибуголь" планирует взять под контроль Тувинскую горнорудную компанию, для чего?
Ответ: Для улучшения корпоративного управления, для того, чтобы сделать корпоративную связку жестче. Шаг очень логичный. Тувинская горнорудная - относительно небольшая компания. Рассмотрев различные варианты, мы пришли к мнению, что удобно и правильно сделать управление через "Востсибуголь", избавившись от дублирующих функций, потому что КВСУ по сути и сама является управляющей компанией. Она исторически создавалась как объединение, которое управляет угольными активами в Иркутской области, в Бурятии и Чите.
Консолидация двух компаний произошла де-факто в 2012 году, де-юре она будет закончена в течение 2013 года. В настоящее время КВСУ управляет Тувинской компанией, разрезами в Иркутской области, а также в Красноярском крае, в частности, Ирбейским разрезом. Вообще все проектное развитие угольного бизнеса En+ мы концентрируем в Иркутске.
Вопрос: В Туве компанией также заявлялись планы по строительству шахты, известны сроки ее ввода?
Ответ: Это долгосрочные планы, и они привязаны к строительству железной дороги, которая должна связать республику с Транссибом. Без железной дороги из Тувы нельзя вывезти больше 1,5 миллионов тонн угля, а проектная мощность шахты - 8 миллионов тонн. Мы двигаемся в соответствии со сроками, установленными в лицензионном соглашении, сейчас идут изыскательские работы. Запуск шахты возможен примерно к 2020 году.
Вопрос: Может ли En+ войти в проект строительства этой дороги, который осуществляет компания Руслана Байсарова?
Ответ: Мы не получали предложения о вхождении в консорциум по строительству дороги. Думаю, мы готовы были бы рассмотреть такую возможность - без строительства железной дороги Тувинская горнорудная компания - это, по сути, запертый актив. Но здесь нужна конкретика. Проект сложный, тяжелый, предлагается несколько тоннелей. Это, конечно, не совсем профильный бизнес для угольного предприятия.
Вопрос: Какие планы у ТГРК на среднесрочную перспективу?
Ответ: Будем продолжать повышать операционную эффективность бизнеса. Есть ряд проектов, связанных со снижением себестоимости, с внедрением производственной системы контроля расхода топлива, с внедрением автоматической диспетчеризации всего горно-транспортного оборудования. Все это позволит снизить себестоимость и увеличить добычу угля. Параллельно мы ищем возможности поставок тувинского угля как на экспорт, так и на внутрироссийский рынок для нужд металлургии и нефтехимии. И пытаемся отработать второй логистический маршрут - доставлять уголь самосвалами до станции "Абаза". Сейчас возим только на станцию "Минусинск".
Будем стремиться сохранить добычу на ТГРК на уровне 2012 года - около 800 тысяч тонн. Сейчас экспортные цены не позволяют нам увеличивать объем добычи. В случае их роста - а они за собой потянут и внутренний рынок - мы готовы будем увеличить добычу до одного миллиона тонн.
Вопрос: Какие планы по приобретению лицензий на этот год?
Ответ: Будем внимательно смотреть на все аукционы и конкурсы, которые выставят Роснедра. Мы этот процесс мониторим постоянно.
Вопрос: Какие инвестиции в угольную отрасль запланированы En+ на этот год, и во что?
Ответ: Объем инвестиций по действующим активам сохраним на уровне 2012 года - это порядка 1,7 миллиардов рублей. Они будут направлены как на приобретение техники, так и на проектные разработки, расширение запасов. Например, год для КВСУ начался с приобретения небольшого месторождения в Иркутской области, интересного нам с точки зрения доступа к качественному энергетическому экспортному углю. Ныгдинская площадь (Вознесенское каменноугольное месторождение) представлена углями марки Д и ДГ, его запасы - 12 миллионов тонн. Мы планируем с середины 2014 года там начать добычу.
Вопрос: Какой ваш прогноз по ценам в этом году?
Ответ: Сейчас ситуация на экспортном рынке непростая и она вряд ли изменится до конца года. На наш взгляд, ценовое "дно" мы уже прошли. Но серьезный рост рынка вряд ли будет раньше 2014 года.
Прайм