МОСКВА, 25 сентября. /ПРАЙМ/. Государство может отказать авиакомпаниям в гарантиях по банковским кредитам из-за непростой ситуации в экономике и непрозрачных финансов у большинства претендентов. Об этом ИТАР-ТАСС рассказали источники в отрасли, знакомые с ходом предварительных консультаций между перевозчиками и правительством.
Пять авиакомпаний, "Аэрофлот"
Глава Минтранса РФ Максим Соколов в интервью ИТАР-ТАСС в рамках Сочинского инвестиционного форума сообщил, что правительство в течение месяца может решить вопрос о гарантии по банковским кредитам авиаперевозчиков. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предположил, что альтернативой банковским гарантиям может стать реструктуризация бизнеса.
"Шансы на получение такой поддержки - незначительны. Всем отраслям сейчас непросто", - сказал один из источников.
Правительство уже рассматривает меры финансового оздоровления компании "Мечел"
Болезненно реагируют на Украину
Из пяти перевозчиков, упомянутых в качестве претендентов на господдержку, только группа "Аэрофлот" и компания "Трансаэро" представляют отчетность по международным финансовым стандартам, позволяющую оценить финансовое состояние компании более объективно, чем в отчетности по РСБУ.
Согласно МСФО за 1-е полугодие 2014 года, группа "Аэрофлот" впервые за несколько лет показала чистый убыток в 1,9 млрд рублей. Показатель EBITDAR /прибыль до уплаты процентов, налогов, амортизации и арендных, лизинговых платежей/ снизился на 16,6 проц - примерно до 16,6 млрд рублей. Рентабельность по EBITDAR составила 11,9 проц /падение на 3,7 п.п./.
Негативное влияние на итоги полугодия оказали дочерние компании "Аэрофлота", следовало из презентации группы для инвесторов, - прежде всего, "Оренбургские авиалинии", "Россия", а также "Владивосток Авиа", прекратившая операционную деятельность. Совокупный чистый убыток от дочерних авиакомпаний составил 3,808 млрд рублей.
"Трансаэро" за 1-е полугодие показала рост прибыли по МСФО на 61 проц - до 750,5 млн рублей. EBITDAR вырос на 17,33 проц, составив более 9,9 млрд рублей. Рентабельность по EBITDAR выросла до 20,53 проц /рост на 1,84 п.п./. В то же время степень покрытия долгов текущими доходами /прибылью/ по РСБУ ухудшилась - с показателя 22,64 до 34,82, что "объясняется ухудшением геополитической обстановкой на Украине", говорилось в квартальном отчете "Трансаэро".
"Аэрофлот" и "Трансаэро" ограничены украинскими авиавластями в пролете над Украиной. По подсчетам "Аэрофлота", необходимость облета будет стоить компании "более 20 млн долларов в год". Эту цифру назвал гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев, отвечая на вопросы журналистов в конце августа.
Группа "Аэрофлот" инициативу по поддержке перевозчиков в форме гарантий по кредитам не комментирует. Но Савельев говорил, что группа не обращалась за поддержкой и не стремится переложить на пассажиров дополнительные затраты.
Авиакомпания "Трансаэро" оценивает затраты на облет Украины в "порядка 3 млн долларов ежемесячно" /то есть 36 млн долларов в год/ - эту цифру назвал министр транспорта Максим Соколов со ссылкой на расчеты перевозчика.
"Наиболее болезненно на это реагирует именно "Трансаэро", поскольку большая часть маршрутов направлена транзитными коридорами через Черное море в направлении юга", - пояснил он в кулуарах Сочинского инвестфорума.
Авиакомпания "Трансаэро" представила свои предложения в Минтранс о вариантах возможной господдержки в условиях введения ограничений на полеты через Украину, хотя непосредственно в правительственную комиссию по экономическому развитию и интеграции пока не обращалась, сообщали в "Трансаэро".
Третья перегруженная
Третья авиакомпания по объемам перевозок в России - группа "ЮТэйр" - МСФО не публиковала ни за 2013 год, ни за первое полугодие 2014 года.
По РСБУ чистая прибыль "ЮТэйр" за 1-й квартал 2014 года снизилась более чем в 50 раз - почти до 5,47 млн рублей. Степень покрытия долгов текущими доходами /прибылью/ ушла в отрицательные значения, составив минус 78,24 против 15,99 по итогам второго квартала 2013 года.
Согласно квартальному отчету, к 30 июня 2014 года "ЮТэйр" почти полностью выбрала кредитные линии, открытые для нее Сбербанком в 2013 году и весной этого года на общую сумму 22 млрд рублей. Кроме того, выбрана кредитная линия в банке "Россия" на сумму 130 млн долларов со сроком погашения летом 2016 года.
В конце июля компания объявила о старте программы оптимизации издержек "Импульс", которая должна сэкономить перевозчику 5 млрд рублей до конца года. В рамках экономии сокращению подлежат маршрутная сеть, сотрудники компании и воздушный флот.
"Ситуация на рынке, безусловно, непростая, - признает гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов. - Мы все - авиакомпании, работающие в России, - естественно, боремся, никто ничего не собирается останавливать, находимся во взаимодействии и друг с другом, и с банками, и властями, чтобы продолжать работать. Надеемся, что рынок эти сложные времена переживет".
Закрытые уральцы и "Сибирь"
Компания "Уральские авиалинии", принадлежащая Сергею Скуратову более чем на 80 проц, по РБСУ увеличила чистый убыток за полугодие 2014 года на 20 проц - почти до 298,2 млн рублей, следовало из отчета компании за 2-й квартал 2014 года.
Долгосрочные обязательства компании выросли за полгода к 30 июня 2014 года почти на 29 проц - почти до 2,28 млрд рублей. Рост краткосрочных обязательств составил 48 проц, до 6,73 млрд рублей. Дебиторская задолженность выросла на 60 проц, до 5,14 млрд рублей.
В 2013 году компания открыла кредитную линию в Сбербанке на 450 млн рублей со сроком погашения осенью 2015 года и на 500 млн рублей в ВТБ со сроком погашения летом 2016 года.
В пресс-службе "Уральских авиалинии" не смогли оперативно прокомментировать позицию по возможности предоставления компании госгарантий по кредитам, обещав представить такой комментарий завтра.
Весной этого года компания "Сибирь" /группа S7/ получила от Центробанка освобождение от обязанности раскрывать финансовую и другую внутреннюю информацию. Последние доступные данные по финансовому состоянию компании - за 2013 год. Тогда чистая прибыль "Сибири" по РСБУ выросла на 28,5 проц - почти до 702 млн рублей.
"Прежде всего, хочу сказать, что авиакомпании группы S7 не обращались за господдержкой, - подчеркнул представитель группы S7, отвечая на запрос ИТАР-ТАСС. - В то же время мы считаем, что адресная поддержка /или госгарантии/ только части авиакомпаний, безусловно, приведет к ухудшению конкурентной ситуации в авиаотрасли. То есть, в случае принятия решения, господдержка не должна предоставляться выборочно".
Проблемы авиакомпаний - проблемы аэропорта
Базовый аэропорт группы "Аэрофлот" в Московском авиаузле - "Шереметьево" - не фиксирует значительной просроченной задолженности перевозчиков, работающих в аэропорте, заявила накануне пресс-служба "Шереметьево". В "Домодедово", откуда летают "Уральские авиалинии" и "Сибирь", также пока не заявляли о каких-либо проблемах во взаиморасчетах с авиакомпаниями-контрагентами.
Ситуация с задолженностью, близкая к критической, складывается во "Внуково", где базируются "ЮТэйр" и "Трансаэро", утверждают источники ИТАР-ТАСС.
Так, долги "ЮТэйр" исчисляются в "сотнях миллионов рублей". И аэропорт уже заявил о том, что рассматривает вариант перевода авиакомпаний-партнеров на предоплатную систему расчетов. Исключение, как сказали ранее в пресс-службе аэропорта, будет сделано для "Трансаэро" "в связи с ее устойчивым финансовым положением на рынке и отсутствием задолженности перед аэропортом".
В то же время сегодня пресс-служба "Внуково" распространила заявление председателя совета директоров "Международный аэропорт "Внуково" Виталия Ванцева о том, что аэропорт "не собирается останавливать авиакомпанию "ЮТэйр".
"Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы отношения с авиакомпанией и дальше развивались в партнерском ключе, и авиакомпания "ЮТэйр" продолжала полеты из аэропорта Внуково", - сказал он.
Но аэропорт вынужден требовать у компании покрытия "хотя бы части задолженности, так как в противном случае у самого аэропорта будут нарушены ковенанты по банковским кредитам", пояснил один из источников ИТАР-ТАСС.
Кризис в авиаперевозках пришелся на завершение консолидации активов аэропорта Внуково и подготовку к концессионному соглашению оператора аэропорта на аэродромное имущество. 23 сентября правительство передало недвижимого имущества аэропорта в аренду ОАО "Аэропорт Внуково" на срок до 49 лет без проведения торгов.
Сейчас идет работа по подготовке концессии, в рамках которой Внуково возьмет на себя обязательство по содержанию и развитию аэродрома. Объем инвестиций в проект превышается 6 млрд рублей, средства планируется выделить из ФНБ, и оператор аэропорта обязан будет обеспечить доходность этих инвестиций. Но пока аэропорт работает с убытком.