Продукты прайм
  • ПРАЙМ-Бизнес
    Главная новостная лента агентства ПРАЙМ. Все значимые экономические новости в режиме реального времени.
  • Отраслевые ленты
    Специализированные ленты новостей по золотодобывающей отрасли, металлургии, транспорту и сельскому хозяйству.
  • Бюллетени
    Периодические издания о страховом рынке, металлах, платежных картах и не только.
  • Издания Банка России
    Агентство ПРАЙМ является издателем и распространителем «Вестника Банка России» и «Статистического бюллетеня Банка России».
  • Ленты DowJones
    Круглосуточные переводные ленты новостей по международному валютному, фондовому и товарно-сырьевому рынкам.
  • PRIME IN ENGLISH
    Новостные ленты, периодические издания и бюллетени для англоязычных пользователей.
  • Подписка
    Подписка на информационные продукты и услуги агентства ПРАЙМ.
  • ПРАЙМ Золото
    Информационно-аналитический интернет-ресурс для профессионалов золотодобывающей отрасли.
  • Размещение рекламы
    Широкие возможности по размещению рекламы на ресурсах агентства ПРАЙМ.
  • Доступ к PR Newswire
    Публикация пресс-релизов через крупнейшую международную сеть PR Newswire.
  • Интернет-магазин
    В интернет-магазине ПРАЙМ можно подписаться на новостные потоки и получить доступ к котировальной информации.
  • Справки Creditreform
    Проверка надежности зарубежных бизнес-партнеров.

Первый зампред Совкомбанка Сергей Хотимский: Качественных активов на рынке сейчас не очень много

Интервью
Компании / Финансы / Банки
  • # Первый зампред правления "Совкомбанка" Сергей Хотимский

МОСКВА, 28 июл - ПРАЙМ, Гульнара Вахитова. Совкомбанк, входящий в топ-20 крупнейших банков в РФ, больше ассоциируется с пенсионерами, однако бизнес-модель банка меняется. Почему банк пошел в малые города, как намерен выстраивать свою стратегию в будущем, почему не хочет отказываться от офисов и присматривается ли к покупкам на банковском рынке, рассказал в интервью агентству "Прайм" совладелец, первый заместитель председателя правления Совкомбанка Сергей Хотимский.

- Совкомбанк позиционирует себя как банк для пенсионеров. Почему банк решил сконцентрироваться на этом сегменте клиентов? Не хочет ли привлекать молодых клиентов?

- Пенсионеры всегда останутся для нас важной клиентской группой. На самом деле, бизнес-модель банка уже де-факто меняется, меняется очень активно. Давайте начнем с розничного бизнеса, уже половина нашего портфеля – это залоговые кредиты: автокредиты, ипотечные кредиты. Это то, что на сегодняшний день активно растет. 

Основной прирост проходит именно в сегменте залогового кредитования, восстанавливается спрос на автокредиты.

В части ипотеки мы осваиваем интересную нишу - мы пошли в малые города. Сегодня в малых городах рынок ипотеки практически не развит, потому что банки не могут найти бизнес-модель, при которой будет рентабельно выдавать не более 500-800 тысяч рублей, а именно такие деньги нужны клиентам в малых городах для улучшения жилищных условий. Многим банкам просто невыгодно возиться с такой ипотекой. 

- Раньше люди  решали этот вопрос потребительскими кредитами, но сейчас банки сократили сроки кредитования, повысили ставки. Теперь люди в основной массе не готовы платить по ставкам потребкредитов. 

- Поэтому сейчас, пока конкуренции нет и микроипотеку никто не выдает, мы видим там для себя новую нишу.

- Вы хотите сделать упор на именно на залоговом кредитовании в ближайшие годы?

- Мы развиваем всю линейку кредитования. На сегодняшний день среди частных банков у нас самая крупная сеть в стране - более чем в тысяче населенных пунктов. Количество офисов увеличивается, мы не закрываем офисы там, где другие находят их неэффективными. Мы поддерживаем очень маленький формат, в котором буквально один-два сотрудника могут предоставлять все услуги. Мы не идем против тренда на онлайн-обслуживание, а подхватываем его. Потому что можно поддерживать рентабельный офис, где всего 1-2 человека, только если клиент проводит там минимум времени.

За счет чего мы удешевили ипотеку? Если весь процесс пройдет в отделении, это займет очень долгое время. Клиент пришел, получил базовую консультацию, дальше в удаленном режиме идет подготовка документов. Только после подготовки всех документов требуется ещё одно посещение офиса. 

- Какие планы у банка по открытию точек?

- У нас уже более 2 тысяч точек, в которых можно получить обслуживание по розничным продуктам и по малому и среднему бизнесу. Таких точек будет 2,5 тысячи к концу 2018 года, из них классических офисов (они имеют узловые управленческие функции) порядка 400. У нас массовый сегмент клиентов со средним и низким доходом. Что касается корпоративной части, то мы крупнейший частный банк по объему размещаемых облигаций.

- Вы – активный игрок на рынке M&A. Что-то присматриваете сейчас для себя? 

- Ситуация такая: сейчас на рынке качественных активов не очень много. Когда был кризисный период, то больше интересных банков продавалось. Мы, например, купили у группы "Северсталь" Меткомбанк, когда упал спрос на автокредиты. 

Спрос на автокредиты восстанавливается, то есть, для нас эта покупка оказалась выгодной. Поэтому покупки надо делать в кризис, когда хорошие активы продаются дешево. 

Сейчас я не буду исключать вероятность каких-то сделок, это возможно – мы смотрим на то, что предлагается, но сказать, что сейчас хороший момент для покупки – не могу. Он, наверное, чуть-чуть уже ушел. Потому что экономика начала уже активно восстанавливаться. Сейчас надо развивать то, что есть, интегрировать те активы, которые уже были приобретены.

- В СМИ проходила информация, что вы присматривались и покупке Связь-банка и Глобэкс банка. Это действительно так?

- Это абсолютно не соответствует действительности. Мы вообще ни секунды не рассматривали ни один, ни второй банк. У них другие бизнес-модели – мы сами не занимаемся средним бизнесом, соответственно, для нас это бизнес другой. Мы с интересом наблюдаем за ситуацией, но Связь-банк и банк "Глобэкс" никогда не вызывали у нас никакого интереса.

У нас есть дочерний банк "Экспресс Волга", который санируется нами. Мы очень хотим присоединить его к себе, для этого ЦБ должен кое-что изменить в регулировании. Мы с нетерпением ждем, когда ЦБ внутренние инструкции чуть-чуть поменяет для того, чтобы можно было присоединять санируемые банки к санаторам. 

- Вы также является одним из акционеров Росевробанка? Нет ли планов нарастить там долю?

- Нам через холдинговую структуру принадлежит около 20% банка. Но решение о дальнейших действиях зависит исключительно от акционеров Росевробанка. Нам может быть и было бы интересно, но банк не продается. Если ситуация поменяется, то будем смотреть. Сегодня это неактуально. 

- Какие планы по росту прибыли и кредитного портфеля до конца года?

- Мы планируем в текущем году по международным стандартам заработать около 20 миллиардов рублей. Чистая прибыль банка в первом полугодии около 12 миллиардов рублей.

По кредитному портфелю мы считаем, что размер портфеля кредитов юридическим лицам и субъектам федерации существенно не изменится. Может быть чуть-чуть подрастет, и всё будет зависеть от четвертого квартала – какой там будет спрос, так как по регионам всегда есть пик в конце года. 

Что касается розничного портфеля, то он вырастет очень сильно. Рост будет и органическим, и неорганическим. Мы приобрели Меткомбанк и присоединили его, этот портфель теперь наш, и мы купили портфель ипотеки у банка Nordea.

Да, там есть некоторые аспекты, связанные с валютной ипотекой: 500 человек проблемных, из них 30 человек вместо того, чтобы платить – пытаются выбивать из банка какие-то нереальные условия. Из них примерно половина людей, которые попали в очень сложные жизненные обстоятельства – там мы находим решения и идём навстречу. Есть половина тех, кто способен платить, но не желают, считают, что государство их "кинуло", и что они сами не виноваты. В отношении них у нас предельно жесткая позиция: суды, изъятия и так далее. Мы четко разделяем социальные случаи и персонажей, которые хотят ситуативно воспользоваться моментом и поспекулировать на больной социальной теме. Но на сегодняшний день около 90% социальных случаев разрешено, какие-то еще в работе.

- Из всех ваших приобретений каким активом вы больше всего довольны?

- Мы все покупали из хороших рук, без "скелетов в шкафу". Наверное, GE Money я выделю отдельно, потому что помимо активов мы в этом банке получили важную компетенцию для себя, которая легла в основу наших некоторых конкурентных преимуществ – в IT, в риск-менеджменте, в HR. Это для нас была сделка, которая трансформировала банк.

ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ