Рейтинг@Mail.ru
Сегмент взаимного кредитования бизнеса в 2016 году вырос в 5 раз - 15.02.2017, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Сегмент взаимного кредитования бизнеса в 2016 году вырос в 5 раз

Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 15 фев - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Российский рынок краудфандинга продемонстрировал значительный рост по итогам прошлого года. По оценке генерального директора сервиса взаимного (P2P) кредитования "Город Денег" Александра Панова, сегмент взаимного кредитования бизнеса (P2B) за год вырос не менее, чем в 4-5 раз. В то же время эксперты отмечают необходимость развития модели управления рисками таких займов - больше всего это отражается на развитии взаимного кредитования физлиц.

Несмотря на впечатляющие показатели, пока рынок находится на стадии формирования. Общий объем обязательств в сегменте краудфандинга в ноябре 2016 года, по данным ЦБ, составил менее 500 млн рублей. Ранее по итогам 2015 года эта цифра составила всего 111,3 млн рублей. Однако регулятор отмечал диспропорцию различных сегментов и высокую волатильность в данном сегменте.

Как рассказал Панов, общий объем проектов, получивших займы от инвесторов-участников площадки, по итогам года составил 167,8 млн рублей, что в пять раз больше показателей 2015 года. При этом он отметил спад в сегменте P2P-кредитования физлиц из-за невозможности эффективно управлять рисками таких кредитов.

Причины роста сегмента P2B, по словам Панова, продолжение ухудшения условий кредитования малых предприятий в банках, а также рост интереса сегмента на фоне снижения ставок по депозитам и сокращения спектра доступных частным инвесторам финансовых инструментов. "Внутренними драйверами стали повышение эффективности работы с заемщиками и формирование кредитных рейтингов, а также введение механизма диверсифицированных портфелей, позволяющих инвестору снижать риск невозврата, а заемщику - получать значительные объемы финансирования от нескольких инвесторов", - отмечает он.

Как рассказал директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков, на сегодняшний день российский рынок розничного кредитования на 98% - банковский. То есть, на остальные сегменты, включая микрофинансирование, кредитную кооперацию и ломбарды, приходится лишь 2% рынка. "Все небанковские формы кредитования, в большинстве своем, основаны на принятии уровня риска, который классические банки принять не могут. Соответственно, в таких сегментах вопрос адекватной оценки кредитного риска становится не просто важным, а первоочередным", - считает он.

Включение в список кредиторов непрофессионалов, а именно это подразумевает модель Р2Р, усиливает эти риски, констатирует Волков. Поэтому для площадок, предлагающих такие сервисы, важно убедить всех участников процесса - кредиторов и заемщиков - в эффективности риск-менеджмента. Пока этого нет, но, возможно, с развитием технологий, законодательных и регуляторных нормативов мы сможем увидеть развитие этого сегмента, не исключает он.

Тормозом дальнейшего развития взаимного кредитования бизнеса, по словам Панова, является неготовность и неумение заемщиков раскрывать информацию о своих проектах и их финансовом состоянии. "На начальном этапе заемщики не хотят объяснять в чем суть их бизнеса, на что пойдут средства, и как это отразится на финансовом результате. Наши менеджеры буквально уговаривают их раскрыть эту информацию. При этом спрос со стороны инвесторов крайне велик и правильно оформленный проект получает заем за 1-2 дня или даже быстрее", - уточняет он. В компании ожидают, что, если в наступившем году не произойдет резких изменений в регулировании, российский рынок взаимного кредитования продолжит рост.

По оценке гендиректора онлайн-площадки "Лонбери" Вячеслава Кирьянова, интерес к Р2Р-кредитованию растет как со стороны заемщиков, так и со стороны инвесторов. "Заемщики-физлица предпочитают брать взаймы онлайн по причине выгоды и удобства Р2Р-кредитования в сравнении с потребительскими кредитами, традиционно оформляемыми в банках. Ставки здесь обычно ниже банковских из-за отсутствия многих присущих банкам расходов. Параметры же займов вполне сопоставимы с банковскими - на срок до 3 лет, на сумму до 500 тыс рублей и без обеспечения. Кроме того, для оформления Р2Р кредитов нет необходимости посещать отделение банка - все можно сделать через интернет", - говорит он.

Основным преимуществом для инвесторов Кирьянов называет повышенную доходность инвестиций на подобных площадках, отмечая при этом необходимость диверсификации вложений. На площадке Loanberry у инвесторов есть возможность инвестировать, начиная от 1 000 руб. Таким образом, поясняет Кирьянов, если инвестор обладает суммой в 50 тысяч - он может вложить по 1 тысяче в 50 займов, что позволит максимально снизить риски и повысить шансы получить максимальную доходность.

Заместитель директора Банковского института Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Пушко связывает рост популярности сервисов взаимного кредитования с увеличением числа пользователей среди молодежи. "Это технологически продвинутые люди в возрасте 16-22 лет, активно использующие мобильные девайсы для получения или предоставления финансовых услуг. Таким образом, в России - это скорее феномен принадлежности к определенной субкультуре, а не точка роста экономики", - полагает он.

При этом преимущества для заемщика при таком кредитовании Пушко считает сомнительными, поскольку агрегаторы таких услуг представляют собой некредитные финансовые организации (НФО), где ставки достигают 2% в день. Правда, ссуду дадут любому обратившемуся, потому что проверка кредитоспособности и залоги практически не используются. Отсюда и "запредельный", по словам Пушко, уровень невозвратов.

"Как исключение встречаются сообщества в соцсетях, которые пытаются реализовать эталонные стандарты Р2Р кредитования для узкого круга своих так называемых друзей. В этом случае ставки за предоставляемые услуги могут быть ниже банковских, а условия - более лояльными. Такие бизнес-модели основаны на доверии членов сообщества и их репутации. Однако это скорее исключение из правил, которое не получило широкого распространения в соцсетях из-за высокого уровня или угрозы мошенничества", - отмечает он.  

Эксперт также констатирует, что среди пользователей сервисов краудфандинга и краудинвестинга много тех, кто имеет плохую кредитную историю или сознательно отказывается от использования услуг банков. А единственная выгода - возможность получить более высокий по сравнению с банковским вкладом процент "при отсутствии каких-либо гарантий возврата в случае прекращения деятельности НФО по любой причине".

Пушко уверен, что в ближайшей перспективе ждать выхода P2P сервисов на уровень, хотя бы отчасти сопоставимый с банковским кредитованием, не стоит. Объемы такого кредитования, скорее всего, полагает он, так и останутся на уровне долей процента от банковского кредитования.

РЕГУЛИРОВАНИЕ

Банк России с 2015 года проводит добровольное анкетирование краудфандинговых площадок. Также разработана концепция регулирования сегмента с учетом существующих на этом рынке рисков. Как отмечают в ЦБ, инвесторов привлекает возможность разместить средства в любом объеме и на любой срок с минимумом формальностей, а начинающих бизнесменов, которые создают "стартап без истории", - более простая процедура привлечения денежных средств. При этом существуют риски неверной идентификации, низкого качества проверки бизнес-проекта или другого получателя средств до непрозрачности деятельности самой площадки и возможности использования мошеннических схем вплоть до создания финансовых пирамид.

Планируется, что ЦБ будет осуществлять регулирование краудфандинга по трем основным направлениям - надзор за деятельностью самих площадок, выполнение утвержденных требований к их владельцам и менеджменту, а также к эмитентам ценных бумаг (предложенных с использованием площадки) и заемщикам, и требований к кредиторам и инвесторам, использующим краудфандинговую площадку.

Как полагает руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, разработавшей концепцию, Михаил Мамут спешить с регулированием необходимости нет, поскольку сейчас рынок краудфандинга в России еще на стадии становления и не достиг значительного объема.

Поэтому авторы концепции предлагают вводить регулирование краудфандинга поэтапно - через наблюдение и добровольное анкетирование площадок, а также разработку критериев их классификации и регистрации, предоставление отчетности и впоследствии утверждение требований к финансовым показателям и системе риск-менеджмента. При этом безусловным приоритетом является защита прав потребителей услуг данного сегмента рынка.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала