Рейтинг@Mail.ru
Холода вогнали россиян в рекордные траты - 11.07.2017, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Холода вогнали россиян в рекордные траты

© fotolia.com / smirno#Финансы
#Финансы
Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 11 июл - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Из-за небывало холодного лета 2017 года расходы россиян в июне подскочили до максимального уровня за последние несколько лет, сообщает холдинг "Ромир". Традиционно повседневные траты граждан в июне снижались, однако в текущем году они выросли на 0,6% относительно мая. Это полностью совпадает с месячной инфляцией в 0,6%, рассчитанной Росстатом.

В годовом исчислении расходы россиян выросли на 8,2%, что почти вдвое превосходит накопленную за период инфляцию в 4,4%. Благодаря такому номинальному росту расходов в июне и реальный, то есть "очищенный" от инфляции, рост оказался впечатляющим. Он превысил показатели всех предыдущих лет, чего не наблюдалось уже много месяцев подряд. Правда, такой рекорд оказался возможным не благодаря усиленному росту расходов в текущем году, а исключительно из-за традиционного сезонного сокращения трат в предыдущие годы, отмечает "Ромир". 

Инфляционные овощи

Опрошенные агентством "Прайм" эксперты называют справедливой идею о том, что отсутствие раннего урожая плодоовощной продукции вносит лепту в инфляцию. "Любое отклонение от  привычной нормы погоды в том или ином сезоне всегда будет связано с увеличением расходов для населения. Наиболее ярко сезонность проявляется в сельском хозяйстве. Люди ждали снижения цен на 50-70%, а этого не произошло – собственные лук, кабачки и капуста еще не выросли. Но спрос есть, поэтому на помощь приходит дорогая импортная продукция", - рассуждает доцент кафедры экономики РЭУ им. Г.В.Плеханова Александр Тимофеев. 

Минимальный набор продуктов питания на месяц подорожал с начала года на 14,9% в среднем по стране, а в Москве – на 16,4%, напомнил он. Овощи выросли в цене на 20%, а местами и в два раза. Это происходит на фоне изменения логистики поставок и отсутствия нового урожая. Старый уже либо испорчен, либо его хранение обходится слишком дорого. "В целом, этим летом вместо ожидаемого сезонного снижения цен на плодоовощную продукцию в 60-70% мы увидим лишь 30%. К концу лета при подобной погоде и изменении курса рубля ситуация может усугубиться", - полагает Тимофеев.    

Кроме того, рост расходов происходит за счет тепла, электричества, покупки теплых вещей (летняя одежда, как правило, заметно дешевле зимней или демисезонной). Тратить на досуг в холодное время тоже приходится больше. Пляжный и дачный отдых заменился походами в гости, на распродажи в ТЦ, в кино, выставки и театры. Прочие факторы, влияющие на изменение цен – подорожание бензина и дизельного топлива, рост коммунальных тарифов на газ и электричество. Естественные монополии нередко повышают тарифы летом, что в жару не так заметно, как при холодной погоде, отмечают эксперты. 

В свою очередь, главный аналитик Нордеа Банка Денис Давыдов уверен, что овощи – пока единственный компонент, негативно влияющий на инфляцию. Все остальное – тарифы, акцизы на бензин, стоимость проезда и т.п. на данный момент не менялись. Это подтверждается данными Росстата – за июнь овощи подорожали на 8,3%. При этом в абсолютных цифрах показатель индекса реальных расходов россиян остался на той же отметке, что и в мае 2017 года – 104%.

По его словам, свою лепту в инфляцию вносят покупки товаров длительного пользования – люди покупают то, что откладывали из-за кризиса на фоне курсовой стабилизации рубля и повышения оптимизма в части состояния дел в экономике. 

Бить в набат рано

В результате в июне индекс потребительских цен вырос на 4,4% в годовом выражении, отдалившись от 4-процентного таргета Центробанка. Таким образом, риск не выполнить план по инфляции сохраняется, особенно если добавятся прочие негативные факторы помимо холодов, считают эксперты. 

Однако, по словам Давыдова, бить в набат рано. "Пока мы сохраняем прогноз, что по итогам года инфляция лишь немного превысит таргет – составит порядка 4,2%", - отметил он. Традиционно дефляционными месяцами по плодоовощной продукции являются август-сентябрь, именно  по их итогу оцениваются виды на урожай. С учетом июньских данных оценка инфляции и действий ЦБ может быть осторожной, но оснований для паники нет. Базовая инфляция остается в минимальных уровнях за всю историю наблюдений, все прочие факторы находятся в прогнозируемых рамках, а сезонный негатив со временем сойдет на нет, уверен эксперт.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала