Продукты прайм
  • ПРАЙМ-Бизнес
    Главная новостная лента агентства ПРАЙМ. Все значимые экономические новости в режиме реального времени.
  • Отраслевые ленты
    Специализированные ленты новостей по золотодобывающей отрасли, металлургии, транспорту и сельскому хозяйству.
  • Бюллетени
    Периодические издания о страховом рынке, металлах, платежных картах и не только.
  • Издания Банка России
    Агентство ПРАЙМ является издателем и распространителем «Вестника Банка России» и «Статистического бюллетеня Банка России».
  • Ленты DowJones
    Круглосуточные переводные ленты новостей по международному валютному, фондовому и товарно-сырьевому рынкам.
  • PRIME IN ENGLISH
    Новостные ленты, периодические издания и бюллетени для англоязычных пользователей.
  • Подписка
    Подписка на информационные продукты и услуги агентства ПРАЙМ.
  • ПРАЙМ Золото
    Информационно-аналитический интернет-ресурс для профессионалов золотодобывающей отрасли.
  • Размещение рекламы
    Широкие возможности по размещению рекламы на ресурсах агентства ПРАЙМ.
  • Доступ к PR Newswire
    Публикация пресс-релизов через крупнейшую международную сеть PR Newswire.
  • Интернет-магазин
    В интернет-магазине ПРАЙМ можно подписаться на новостные потоки и получить доступ к котировальной информации.
  • Справки Creditreform
    Проверка надежности зарубежных бизнес-партнеров.

ЦБ РФ построит нацсистему регистрации финансовых транзакций


Компании / Финансы / Банки

СОЧИ, 6 окт - ПРАЙМ. Банк России надеется выстроить национальную систему регистрации финансовых транзакций к концу 2018 года, видя в качестве близкого ее аналога платформу ebay, сообщил журналистам первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов в кулуарах форума инновационных технологий Finopolis.

"Я надеюсь, что она будет создана к концу следующего года. Проект не футурологический", - сказал он.

Швецов в рамках форума представил инициативу регулятора по созданию национальной системы регистрации финансовых транзакций. По его словам, суть инициативы заключается в том, что все транзакции на финансовом рынке, которые проводятся населением РФ, отражаются в одном репозитарии.

Запись о том, что какая-либо услуга приобретена, с характеристиками этой услуги будет являться юридически достаточной для отстаивания своих интересов потребителем и в суде, и при омбудсмене, и при жалобах в ЦБ РФ. Потребитель будет видеть все и в одном месте, отсюда будут исходить отношения с налоговой инспекцией, с другими участниками этой инфраструктуры, отметил он.

Эта среда, безусловно, должна породить доверие потребителей, потому что он будет знать, что приобретя дистанционно, может зайти в свой личный кабинет и удостовериться, что действительно эта услуга "встала ему в кошелек", сказал он.

"Система не будет принадлежать ЦБ РФ. Мы этот вопрос собственности еще не обсуждали, но практика показывает, что рынок справляется с решением этих задач без участия денег ЦБ", - сказал он журналистам, приведя в пример Центральный депозитарий, Бюро кредитных историй, АКРА.

Он признал, что в некоторых странах разрабатываются аналоги этой системы по отдельным продуктам. "Мне кажется, что ebay самое близкое к тому, что я бы видел в качестве такой системы. Вы заходите в систему, где есть много магазинчиков, а система обеспечивает, то что вы получаете смарт-контракт, а производитель продукта получает деньги. Поставка против платежа обеспечивается маркетплейсом", - сказал он.

НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

С созданием системы появятся два новых элемента, которых нет на рынке. Во-первых, это супермаркеты, которые представляют продавца, а именно готовят потребителю некие маркетинговые программы, комплексное предложение, и они выступают агентами продавцов. Второй элемент - боты-консультанты.

Местом, где продавцы будут встречаться с покупателями с помощью ботов и супермаркетов станет маркетплейс. Структуру инициативы регулятора Швецов объяснил на примере пазла: если брать пазл, то картинка - это маркетплейс, обязательные элементы которого единая система идентификации и аутентификации, удаленная идентификация, без которой система не сможет работать. Часть элементов будет опциональна.

Функция бота будет не продажа, а удовлетворение потребности потребителя, соответственно его задача распознание этих потребностей и подбор под эти потребности оптимального набора финансовых инструментов.

При этом вопрос ответственности бота требует обсуждения. "Мне кажется, что также как у брокера ответственность должна исходить из того, что бот правильно определил то, что нужно человеку, и подобрал, исходя из доступной информации, правильное решение. Если потом это решение привело к потерям, но в связи с появлением событий, информации, которые отсутствовали на момент принятия решения, я думаю, ответственности здесь никакой не должно и не может быть, потому что фидуциарная ответственность не предполагает 100-процентную гарантию от потерь", - сказал он.

В беседе с журналистами в кулуарах форума Швецов заявил, что для создания системы необходимо будет принять определенные законодательные решения, в том числе урегулировать работу ботов-консультантов, плюс ввести в законодательство понятие (цифрового – ред.) супермаркета. "Скорее всего, изменения будут предлагаться в весеннюю сессию", - сказал он.

СЛОВО ЗА РЫНКОМ

Сама платформа - это идея, которая должна реализовываться рыночными игроками и, возможно, их должно быть несколько, если найдутся инвесторы, готовые ее строить, сказал Швецов. Практика показала, что строить свой магазин лучше там, где есть уже такие же магазины, потому что потребитель идет туда, где их много, а не где один стоящий. Поэтому если потребитель выберет экосистему маркетплейс, то продавец вынужден будет туда прийти, объяснил Швецов, говоря о заинтересованности игроков участвовать в системе.

Сбербанку SBER, по мнению Швецова, нужно будет присоединиться к системе, чтоб сохранить долю рынка, потому что если маркетплейс будет успешный, и через него будет идти большой объем продаж, то Сбербанк не сможет игнорировать его.

В качестве базовых продуктов, которые будут предлагаться через эту платформу, ЦБ РФ видит банковские вклады и ОСАГО. На первом этапе платформа будет реализовываться как система регистрации вкладов, в этой системе банки будут регистрировать все вклады, которые они принимают от населения.

"Через маркетплейс вы фактически приходите в банк, который вас не знает, поэтому маркетплейс должен этому банку дать всю информацию, которая ему нужна, чтобы работать с вами, … а вам дать всю информацию с точки зрения принятия решения, чтобы выбрать этот банк, продукт или что-то другое", - сказал Швецов.

По его словам, инвестиции для создания системы, безусловно, потребуются. "Если система будет на блокчейн, то будет дешевле, если через централизованное решение, то дороже. Но у блокчейн есть вопросы по защите данных. Но я бы не связывал функцию с технологическим решением, как она будет реализована, это скорее этап выбора компании, которая будет центральным регистратором", - сказал он.

ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ