Представитель компании ОАО "Вимм-Билль-Данн" не исключает, что упаковка нектара "Любимый сад", содержащая ртуть, была поддельной. Как заявили ПРАЙМ-ТАСС в службе по связям с общественности компании, попадание ртути в упаковку нектара "Любимый сад" на этапе производства исключено. Между тем, данные в предоставленной продавцом накладной на товар "непонятны" и пока не проясняют ситуацию, добавила представитель компании. Напомним, что некоторое время назад жительница Сыктывкара, купившая одну из упаковок "Любимого сада" обнаружила в ней "включения ртути". Теперь санитарные службы исследуют продукцию столичного производителя. Заключение СЭС о результатах анализа содержимого пакета ожидается сегодня в течение дня, заявили в компании. Среди других версий случившегося, выдвинутых "Вимм-Билль-Данн" - "шантаж со стороны потребителя и проблемы с местными властями".
Потребители обнаруживают ртуть в продукции известных производителей соков уже не в первый раз. В начале этого года в подобной ситуации оказалась компания "Нидан-Фудс". В ее персиковом нектаре "Моя семья" были обнаружены капли ртути. Выяснить причины появления токсичной "примеси" так и не удалось. "Нидан-Фудс" тогда заявляла, что с технологической точки зрения это невозможно ни на одном этапе производства, даже в случае умышленного действия. Одной из причин случившегося, компания, как и "Вимм-Билль-Данн", назвала возможную подделку своего товара.
Оба эти случая наглядно характеризуют состояние дел с контрафактными товарами, в том числе с продуктами питания на нашем рынке. Доходы от реализации в России поддельной продукции составляют десятки миллиардов долларов, заявил некоторое время назад заместитель начальника главного управления обеспечения общественного порядка /ГУООП/ МВД России Леонид Веденов. По его словам, за 8 месяцев 2004 г сотрудники милиции приостановили деятельность 280 предприятий, производивших поддельную продукцию, возбуждено почти 4 тыс уголовных дел, выявлено 17 тыс административных правонарушений. Из незаконного оборота изъята контрафактная продукция, материалы и оборудование для ее производства на общую сумму 1,3 млрд руб.
Между тем, по данным международных и российских экспертов, в 2003 г удельный вес контрафактной продукции на российском рынке составлял от 50 до 90 проц. Чаще всего в России из продуктов питания подделывают консервы, колбасные изделия, кофе, чай, а также растительное и сливочное масло. Особая статья контрафакта – алкоголь. По оценкам экспертов, только Москва выпивает в два раза больше "грузинских" вин, чем производит вся Грузия. Из промышленных товаров особой популярностью у мошенников пользуются трикотажные, швейные и чулочно-носочные изделия, товары бытовой химии, игрушки, парфюмерия, косметика, аудио- и видеотехника. Спрос на подделки поддерживается тем, что зачастую они являются точными копиями оригинала, но реализуются иногда в разы дешевле. К примеру, легальный компакт-диск стоит в специализированных магазинах в среднем от 200 до 500 руб, в то время как его пиратская копия обходится не дороже 100 руб. Немаловажную роль здесь играет и психология большинства потребителей. Даже достаточно обеспеченные люди зачастую предпочитают купить дешевле, пусть и с определенным риском.
Российский контрафакт начинает выходить и на европейский рынок. В основном, это аудио-и видеопродукция. Конечно, объемы поставок поддельной продукции в "обратную" сторону во много раз больше, однако тенденция налицо. Между тем, в какой бы стране мира ни была приобретена подделка, гарантии качества не даст никто. Не говоря о моральном ущербе от некачественной покупки, потребитель такой "услуги" может рисковать здоровьем и даже жизнью.
Большинство серьезных компаний с мировым именем по мере возможности борются с подделкой своей продукции. Ведь это наносит удар по их имени, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на объемах продаж. Доступные производителям методы примерно одинаковы. В том же "Вимм-Билль-Данн" заявили, что делают все возможное для защиты от контрафакта. Это преимущественная продажа товара через супермаркеты и крупные магазины, в которых контроль за попаданием в торговую сеть подделок строже, чем у мелких дистрибьюторов. Меры безопасности существуют и на уровне производства продукции – на каждой упаковке в обязательном порядке указан адрес завода-изготовителя и все производственные данные, уточнили в "Вимм-Билль-Данн". В компании есть специальная служба, которая отслеживает возможное появление подделок на отечественном рынке. Однако полностью исключить их не удается пока никому.
Многие производители продуктов питания выступают за ужесточение законодательства в отношении авторских прав. Как уже сообщал ПРАЙМ-ТАСС, на борьбу с пиратством в сфере интеллектуальной собственности и защиту интересов правообладателей направлен недавно вступивший в силу Федеральный закон от 20.07.2004 №72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". Он увеличивает срок охраны авторских прав с 50 до 70 лет. Министр финансов Алексей Кудрин назвал борьбу с пиратской продукцией одним из приоритетов правительства РФ. В свою очередь, министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф полагает, что "ключом" к значительному сокращению "пиратства" на рынке является удешевление лицензионной продукции. По его мнению, она не по карману большинству россиян.
Закон "О защите прав потребителей" от 17 декабря 1999 г. прописывает меры наказания для продавцов и изготовителей поддельной продукции. Однако на сегодняшний момент штраф, который грозит попавшемуся с поличным продавцу контрафакта, не настолько существенен, чтобы заставить его отказаться от "бизнеса". Большое значение приобретает работа таможни по пресечению импорта и экспорта такой продукции. Летом текущего года в таможенные органы были направлены рекомендации, позволяющие с большой степенью достоверности обнаруживать "пиратские" диски и кассеты. По сообщениям пресс-службы ГТК, уже в конце июня обнаружена и уничтожена крупная партия поддельных аудионосителей, предназначенная для отправки в Германию. Однако без единой государственной политики в этом вопросе России не скоро удастся сократить количество поддельных товаров на рынке.
Очень многое в этой борьбе зависит от граждан. Прежде всего, необходимо уметь отличить подделку от "легального" товара. По утверждению Л.Веденова, "такой товар не всегда аккуратно упакован, встречаются орфографические ошибки в его наименовании и описании, не пропечатан срок годности". Упаковка нелегальной продукции может быть нестандартной, на ней зачастую отсутствует штрих-код и данные об изготовителе. Многие эксперты предупреждают, что один из первых признаков "фальшивки" – цена на порядок ниже среднерыночной. Предупреждение о нежелательности покупки товаров "с рук", в неприспособленных для этого местах, не является новостью. Однако оно не утратило актуальности – большинство подделок реализуются именно таким способом. Поэтому во избежание неожиданностей, лучше совершать покупки в крупных супермаркетах или специализированных магазинах. Необходимо сохранять чек и упаковку товара, чтобы иметь возможность вернуть его в магазин или поменять в случае обнаружения "дефектов". Немаловажным является и наличие у продавца сертификатов на данный товар и лицензий, разрешающих торговлю им.
Если вы все-таки стали несчастливым обладателем подделки, эксперты рекомендуют обращаться к продавцу или в торговую инспекцию. Также можно обратиться в местную организацию по защите прав потребителя. Можно сделать это и через интернет. На официальном сайте Российского и Московского фондов защиты прав потребителей существует online-версия "жалобной книги". Заполнив бланк заявки, покупатель некачественного товара может сообщить данные о продавце и производителе.