“Повышение агентством Fitch суверенного рейтинга России до инвестиционного уровня свидетельствует о значительном улучшении кредитоспособности страны за последние годы. Исключительные макроэкономические показатели, которым способствуют высокие цены на нефть и в целом консервативная налогово-бюджетная политика, ведут к дальнейшему заметному снижению показателей общего государственного и государственного внешнего долга, к накоплению значительных золотовалютных резервов и увеличению Стабилизационного фонда Российской Федерации. Данные факторы привели к существенному повышению способности российского правительства обслуживать свои долговые обязательства даже в случае резких потрясений”, - заявил Эдвард Паркер, директор в аналитической группе агентства Fitch по суверенным рейтингам.
Агентство отмечает, что рейтинг по-прежнему отражает баланс между улучшающимися макроэкономическими показателями страны и ее структурными недостатками.
Fitch также отмечает, что макроэкономические и финансовые показатели кредитоспособности России сопоставимы с показателями, характерными для стран с рейтингами низкой инвестиционной категории.
Высокие цены на нефть еще больше укрепили финансовое положение России, что нашло отражение в увеличении государственных золотовалютных резервов с сентября этого года на 24 млрд долл до 113 млрд долл, в результате чего Россия стала государством - внешним нетто-кредитором.
Агентство Fitch ожидает, что бюджетный профицит в размере 3,5 проц от ВВП, укрепление реального курса рубля и рост ВВП на 7 проц в этом году приведут к снижению общего государственного долга до 25 проц от ВВП к концу 2004 г, что ниже среднего уровня 40 проц, характерного для стран с рейтинговой категорией BBB.
Несмотря на некоторое ослабление налогово-бюджетной политики в будущем году, сохраняющиеся на высоком уровне цены на нефть /Fitch прогнозирует цены на нефть марки Urals на уровне 35 долл за баррель в 2005 г/ должны позволить России создать Стабилизационный фонд в размере 550 млрд руб /19 млрд долл/ к концу 2004 г и 850 млрд руб к концу 2005 г. Средства в объеме, превышающим “потолок” в 500 млрд руб, могут быть использованы для погашения задолженности, что было бы дополнительным благоприятным фактором для рейтинга.
Снижение долговой нагрузки и увеличение Стабилизационного фонда предоставят существенную защиту России даже в случае резкого и длительного падения цен на нефть. Внешние позиции России также усиливаются со значительным профицитом платежного баланса, растущими золотовалютными резервами и снижающимися показателями внешнего долга. Fitch ожидает сокращение чистого внешнего долга страны до уровня 28 проц от текущих поступлений в иностранной валюте к концу 2004 г., что ниже среднего уровня в 44 проц, характерного для стран с рейтингом категории BBB.
Риск возникновения существенной нестабильности в банковском секторе снизился за период с лета этого года, отмчеается в сообщении. Наблюдается увеличение средств на банковских счетах и доверие к банковской системе восстанавливается. Центральный банк России продолжает проводить реформы в соответствии с планами, рассматривая и принимая банки в систему страхования вкладов, хотя еще предстоит значительно усилить надзорно-регулятивную среду. Банковский сектор остается причиной существенной уязвимости в среднесрочной перспективе при отсутствии последовательного проведения реформ.
Конфликт вокруг “ЮКОСа” (YUKO) еще не урегулирован, и здесь возможны различные повороты событий. По мнению Fitch, дело “ЮКОСа” однозначно является негативным проявлением и вызывает обеспокоенность относительно соблюдения прав собственности в России и готовности руководства страны продолжать рыночные реформы. Однако опасения относительно того, что это является сигналом о начале более массовой кампании по перераспределению собственности, не оправдались, и эскалация конфликта в этом году не привела к усилению валовой утечки капитала. Показатели последней, после скачка в третьем квартале прошлого года, похоже, стабилизировались на уровне около 6 млрд. долл. в квартал. Сдерживающим фактором для суверенного рейтинга является ряд структурных недостатков, включая зависимость от цен на сырьевые товары и сложный бизнес-климат, что вызывает опасения относительно среднесрочных перспектив сохранения существенного роста инвестиций и экономики.