Вопрос: Валерий Николаевич, прежде всего, как изменятся функции Россвязи после создания Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия /Россвязьохранкультура/?
Валерий Бугаенко: Изменения в функциях и полномочиях Россвязи определены постановлением правительства РФ от 6 июня 2007 г N 354 о функциях новой структуры – Россвязьохранкультуры.
В соответствии с этим постановлением, новой структуре должны быть переданы отдельные функции Россвязи, связанные с разрешительной деятельностью в области присвоения радиочастот и радиочастотных каналов, проведения торгов на получение лицензий с использованием ограниченного ресурса, а также вопросы организации деятельности радиочастотной службы /Главного радиочастотного центра и региональных центров/.
Все остальные, не менее важные для деятельности отрасли функции, остались за Россвязью.
Вопрос: В связи с тем, что Вы сказали, уточните, входит ли по-прежнему в полномочия Россвязи проведение всех остальных конкурсов – помимо связанных с получением радиочастот?
В.Б.: Безусловно. В обязанности Россвязи, например, по-прежнему входит проведение конкурсов на оказание универсальных услуг связи и многих других.
Вопрос: Какие из нынешних функций Россвязи Вы бы отметили как наиболее важные или, может быть, наиболее объемные?
В.Б.: Прежде всего, нужно подчеркнуть, что все задачи, возложенные на Россвязь, неразрывно связаны с обеспечением дальнейшего динамичного развития отрасли в интересах государства, участников телекоммуникационного рынка и потребителей. Это и развитие сетей и средств связи, повышение качества, расширение спектра и географии услуг, развитие научной и производственной составляющей, обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров в области связи. Крайне важным также является обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам всем гражданам Российской Федерации.
Мы нацелены на конкретный результат. Одним из важнейших направлений работы агентства, безусловно, остается организация и обеспечение оказания вышеупомянутых универсальных услуг связи.
На сегодня проведено 170 конкурсов на выбор оператора универсального обслуживания из 203 запланированных. Для оказания универсальных услуг связи уже установлено почти 30 тысяч таксофонов и организовано более 10 тысяч пунктов коллективного доступа в Интернет /ПКД/. Причем большая часть из них - в Центральном и Северо-Западном Федеральных округах. Это важное обстоятельство, потому что, как ни парадоксально это звучит, в этих округах дело с доступом населения к телекоммуникационным услугам обстояло не лучшим образом.
Более того, по решению коллегии Мининформсвязи от 19 марта 2007 года, подготовлен новый план, в соответствии с которым универсальная услуга связи будет оказываться не в каждом поселении, как административной единице, а в каждом населенном пункте, то есть везде, где проживают люди, даже если в рамках одной административной единицы таких населенных пунктов несколько. Это означает, что таксофонов будет установлено на несколько десятков тысяч больше, чем было запланировано изначально.
В результате к концу 2008 г должны быть телефонизированы все населенные пункты страны. Это позволит обеспечить всеобщий доступ к базовому набору телекоммуникационных услуг.
Следует учесть, что универсальная услуга связи обеспечивается только современными цифровыми технологиями. Это уже привело к развитию сетей связи на местах и позволит, после завершения телефонизации всех населенных пунктов, приступить ко второму этапу внедрения механизма универсального обслуживания – предоставлению широкополосного доступа в Интернет в каждом доме. Необходимость решения такой задачи недавно подчеркнул министр информационных технологий и связи Л.Д.Рейман на Всероссийском совещании по сельской связи в Нижнем Новгороде.
Я бы назвал еще такое важное направления работы, как реализация задач в рамках приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ, среди которых: строительство объектов сети цифрового телевизионного вещания для населенных пунктов Курильских островов /ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов /Сахалинская область/ на 2007 – 2015 годы"/, строительство объектов инфраструктуры связи Сочи /ФЦП "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта в 2006-2014 гг"/, строительство объектов связи в Чеченской Республике /ФЦП "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики на 2002 год и последующие годы"/. В этих программах Россвязь принимает непосредственное участие.
Одним из ключевых направлений деятельности агентства остается выполнение функций по международной координации частотных присвоений и работа в международных организациях связи – Международном союзе электросвязи /МСЭ/, Международном почтовом союзе и Региональном содружестве связи /РСС/. Целью этой работы является эффективная защита и продвижение интересов страны на международной уровне.
Большое внимание по-прежнему будет уделяться повышению эффективности федеральной почтовой связи – ФГУП "Почта России". На повестке дня стоят оптимизация и развитие сети объектов почтовой связи с учетом современных технологий, автоматизация основных процессов с целью повышения качества почтовых услуг и сокращения сроков прохождения почтовых отправлений, обеспечение безусловного выполнение контрольных сроков доставки, установленных Правительством Российской Федерации. Говоря о доступе граждан к информационным ресурсам, следует сказать и о роли отделений почтовой связи в решении этой задачи. К концу 2007 года мы должны обеспечить развертывание в отделениях почтовой связи 27 тысяч пунктов коллективного доступа. При этом для нас важно, чтобы почтовые отделения стали информационными центрами своих районов, микрорайонов и населенных пунктов.
В сфере нашего внимания обязательно будет развитие научной базы отрасли, так как в нашем ведении находится много научно-исследовательских и учебных институтов. Разумеется, в основе всей работы будут лежать стратегические цели развития сетей и средств связи. Потенциал, накопленный в наших НИИ – огромный. Необходимо результативно распорядиться им. В этих целях в настоящее время агентством проводится объективный анализ состояния научно-производственной базы, уровня подготовки специалистов и реального вклада в развитие отрасли. На основе этого будет проведена оценка потенциала научно-исследовательских институтов и подготовлены предложения по возможным перспективам использования этого потенциала в решении государственных задач.
И, наконец, хотелось бы отметить, что решение задач такого уровня невозможно без создания в агентстве современной информационно-аналитической системы, позволяющей наблюдать и оценивать показатели индикаторов состояния отрасли в режиме реального времени. Положительный опыт создания такой системы у нас уже есть – это единая информационная система Россвязьнадзора.
Вопрос: Как в настоящее время обстоят дела с передачей функций новой структуре – Россвязьохранкультуре? Есть ли какие-то ориентировочные оценки, когда эта служба начнет выполнять новые для нее функции в сфере связи?
В.Б.: В целом Россвязьохранкультура уже приступила к выполнению тех функций, о которых Вы говорите. Например, сегодня /4 июля – Ред./ в части выполнения функции новой службы по организации торгов, проходит первое заседание комиссии по конкурсам N 4-7 на получение лицензий на услуги сотовой связи стандарта GSM 900/1800 .
Здесь важно подчеркнуть, что у Россвязи и у Россвязьохранкультуры есть общая позиция, которая заключается в том, что в интересах развития рынка процесс взаимодействия компаний с регулирующим органами не должен быть нарушен или приостановлен. Важно сохранить преемственность.
В подтверждение этого нашими ведомствами проведен ряд организационных и правовых процедур, фиксирующих эту позицию, направлены соответствующие письма и изданы приказы, подтверждающие, что объявленные конкурсы на право получения лицензий будут проведены на условиях, установленных Россвязью.
При этом состав конкурсной комиссии останется неизменным для конкурсов NN 4–7. По этим конкурсам все процедуры будут проведены в ранее намеченные сроки: сегодня /4 июля – Ред./ комиссией будет рассмотрен вопрос о соответствии компаний-участников конкурсным требованиям, 17 июля будут вскрыты конверты с заявками компаний, а 19 июля подведены итоги этих конкурсов.
Состав комиссии для проведения конкурсов NN 8-15 будет определен Россвязьохранкультурой.
Все материалы, необходимые для проведения конкурсов по ранее намеченному графику, переданы в Россвязьохранкультуры.
Мы делаем все, чтобы организационные изменения не привели к задержке в получении необходимых разрешительных документов операторами. Так, например, уже сегодня в адрес победителей конкурсов на получение лицензий на услуги сотовой связи третьего поколения /3G/ - компаний "ВымпелКом" /"Билайн"/, "Мобильные ТелеСистемы" /МТС/ и "МегаФон" направлены решения ГКРЧ о выделении им конкретных полос радиочастот. На основании этих решений, после проведения необходимой экспертизы в Главном радиочастотном центре /ГРЧЦ/ Россвязьохранкультура сможет выдать операторам номиналы частот для каждого региона, где планируется разворачивать сеть 3G.
Вопрос: Известно, что не все участники рынка согласны с условиями конкурсов на получение радиочастот для сотовой связи GSM 900/1800, о которых говорилось выше. В частности, компания "ВымпелКом" считает, что объявленные условия создают неоправданные преимущества для операторов подвижной связи /за исключением стандарта GSM/ и операторов местной телефонной связи, представляющие услуги на конкурсных территориях. С другой стороны, региональные операторы поддерживают такие условия. Как Вы относитесь к этой ситуации?
В.Б.: Это обычное дело, когда кто-то из участников рынка не доволен или не согласен с тем или иным решением регулятора. Сейчас не доволен условиями конкурсов один из операторов "большой тройки". В других случаях, как например, в том же конкурсе на получение лицензий на услуги 3G, недовольными остались все другие федеральные и региональные операторы, не получившие этих лицензий. И, тем не менее, конкурсы были проведены на условиях, отвечающих требованиям развития услуг связи третьего поколения в России.
Наше мнение таково: непременным условием развития рынка является развитие здоровой конкурентной среды. А конкуренцию на рынке невозможно создать, подстраивая условия под отдельных операторов. У всех операторов, включая региональных, должна быть возможность для расширения спектра предоставляемых ими услуг. В этом смысле нам близка и понятна позиция Ассоциации-800. Региональные операторы должны получить возможность для предоставления дополнительных услуг на своих территориях и именно в их силах продумать маркетинговые предложения и ходы, которые будут наиболее адаптированы к потребностям жителей региона, а значит и наиболее востребованы. Выиграет от этого, прежде всего, абонент.
Кроме того, условиями конкурса предусмотрены обязательства компаний-претендентов по развитию сотовой связи в небольших населенных пунктах с населением от 2 000 до 50 000 человек. КакВвы понимаете, это не слишком интересный сегмент для крупных операторов, чего нельзя сказать о региональных. В условиях, когда перед государством стоит задача обеспечения равного доступа всех граждан к максимальному спектру услуг связи, нам кажется логичным давать возможность работать тем, кто будет выполнять, в том числе и социальную функцию.
Следует отметить, что условия данных конкурсов таковы, что мобильные операторы стандарта GSM могу выиграть конкурс на территориях, где они ранее лицензий не имели. Поэтому мы считаем условия конкурсов как раз обеспечивающими, с одной стороны, возможности победы для всех участников, а с другой – возможность настоящей конкуренции между ними.