Рейтинг@Mail.ru
Машина, семья, или жизнь? За счет чего растет страховая розница - 29.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Машина, семья, или жизнь? За счет чего растет страховая розница

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Впервые в истории российского страхового рынка взносы розничных клиентов за 2007 г обогнали страховые платежи корпораций и предприятий. К такому выводу пришло рейтинговое агентство "Эксперт РА" в своем исследовании "Рынок розничного страхования: эволюция спроса". По подсчетам агентства, доля ритейла выросла с 39,2 проц в 2005 г до 54,9 проц в 2007 г. Клиенты по каким видам страхования обеспечили рекордный рост розницы, кто является лидером розничного страхования, как изменится ситуация в будущем, расскажет ПРАЙМ-ТАСС.

Рождение рынка розничного страхования произошло после введения в 2003 г обязательной "автогражданки". Именно это событие стало мощным катализатором спроса на страховые услуги со стороны населения. Главным локомотивом развития розницы на протяжении последних нескольких лет было автострахование. Доля автокаско в 2007 г вплотную приблизилась к 60 проц, еще 25 проц приходится на ОСАГО. Однако автострахование будет постепенно сдавать свои позиции. По мнению директора департамента рейтингов финансовых институтов "Эксперт РА" Павла Самиева, если в 2005 г главный спрос приходился на автострахование, в 2007 г - помимо этого вида страхования, можно отметить рост спроса на виды страхования, связанные с защитой дома и семьи. В 2010 г, по его оценке, автострахование утратит "пальму первенства" и на первое место выйдет страхование семьи и жизни.

Повышение относительных объемов добровольных видов страхования, таких как страхование жизни /с 1,5 проц до 4 проц/ и страхования от несчастного случая и болезней /с 2,9 про до 4,4 проц/ свидетельствует о том, что динамику и тенденции рынка определяет реальный, осознанный спрос. При этом наибольшие темпы роста в ближайшие несколько лет будут иметь страхование ипотечных рисков и банкострахование.

Лидеры розничного страхования в течение последних нескольких лет не меняются. Это "Росгосстрах", "РЕСО-Гарантия", "Ингосстрах" (см. Таблицу). При этом, несмотря на увеличение сборов, доля страховщиков первой десятки снизилась с 53,1 до 43,8 проц. По мнению директора департамента страхования комплексных рисков "Ингосстраха" Виталия Княгиничева, деконцентрация и снижение доли ведущих игроков говорит о том, что конкуренция на страховом рынке не сместилась в плоскость качества, а по-прежнему происходит в области цены и размера комиссионных для продавцов.

Таблица. Лидеры рынка розничного страхования в 2005 г и 2007 г

Параллельно с исследованием "Эксперт РА" Национальное агентство финансовых исследований /НАФИ/ провело опрос общественного мнения. По словам гендиректора НАФИ Ольги Кузиной, в ходе опроса проверялось, какие страховые компании россияне знают без подсказки. В числе лидеров оказались "Росгосстрах" /54,6 проц/, "РОСНО" /20,7 проц/ и "Ингосстрах" /19,8 проц/. При этом, на втором по популярности месте оказался ответ "затрудняюсь ответить", который выбрали 26,8 проц респондентов. Интересно, что страховую компанию "РЕСО-Гарантия", которая занимает 2-ое место по объему взносов, полученных от населения, вспомнило менее 5 проц респондентов. Это связано с тем, что компания делает ставку на узнаваемость через своих агентов и практически не проводит рекламных кампаний на телевидении, а именно они дают наибольший эффект узнаваемости брендов. Так, тройка лидеров по спонтанному знанию повторяет тройку лидеров страховщиков по рекламе. А на вопрос, "Где вы видели рекламу этих страховых компаний?", почти три четверти граждан ответили - "по телевидению".

Несмотря на высокие темпы роста различных видов розничного страхования, уровень проникновения или охват страховыми услугами населения остается по-прежнему низким. Почему же люди не хотят страховаться? Опрос НАФИ показал, что 34 проц нигилистов "не видят в страховании смысла", на отсутствие денег ссылаются 28 проц респондентов, почти столько же считают, что страхование невыгодно, еще у 19 проц просто нет имущества, которое можно было бы застраховать. Степень недоверия к страховым компаниям не так высока по сравнению с вышеперечисленными аргументами и составляет лишь 17 проц.

Что же будет со страховой розницей в перспективе? По мнению П.Самиева, в течение нескольких лет она будет продолжать расти, хотя и не такими быстрыми темпами, как в последние 2 года. При этом потолок розницы - 70 проц: после его достижения у страховщиков могут начаться проблемы с убыточностью. Виталий Княгиничев обратил внимание, что у нескольких компаний, этот критический уровень уже достигнут и рост розницы, которая является высоко рискованной и убыточной надо ограничивать.

П.Самиев считает, что развитие розничного сектора содержит ряд угроз, с которыми страховщикам придется неизбежно столкнуться. Это уже упомянутый рост убыточности, нехватка кадров и рост доходов /последнее приводит к росту з/плат продавцов/, демпинг, ограниченная инфраструктура по урегулированию убытков и отсутствие инвестиций на ее развитие, мошенничество и инфляция, которая ведет к росту выплат. Все эти факторы в итоге приведет к тому, что некоторым игрокам придется уйти с рынка. П.Самиев предупреждает, что в зоне риска находятся страховые компании, работающие в "плохих" с точки зрения убыточности регионах /например, Урал/, небольшие страховщики с высокой долей автокаско, а также быстрорастущие компании, которые в погоне за долей рынка, прибегают к демпингу.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала