Как свидетельствует аналитический обзор "Коррупция в образовании современной России", подготовленный Общероссийским обществом защиты прав потребителей образовательных услуг /ОЗППОУ/, годовой оборот коррупционных денежных средств в отечественном образовании составляет около 5,5 млрд долл. Сумма складывается не только из взяток, но и из всевозможных злоупотреблений, хищений бюджетных средств, поясняет автор исследования заместитель председателя Комитета ОЗППОУ Виктор Панин. Руководители считают заведение своим колхозом, и весьма "грамотно" используют возможности, подчеркнул он сегодня на пресс-конференции. "Все эти схемы – аренда, строительство и др, - отрабатываются под действующее законодательство, - говорит он. - И реализуются не без участия вышестоящего начальства".
По данным В. Панина, ежегодно в России покупается около 500 тыс поддельных дипломов о высшем образовании. Что касается стоимости документа, то цена составляет в среднем от 20 до 50 тыс долл, а порой доходит и до 180 тыс долл. Речь идет о документах, оформленных на настоящем бланке Госзнака. Цены в ВУЗах также поражают воображение. Размер взяток варьируется от 22 тыс рублей до 1 млн рублей и выше. И оплачивается уже не только поступление в высшее учебное заведение, но и просто хорошая оценка.
Меры по ограничению коррупции в сфере образования носят до сих пор либо символический, либо фрагментарный характер, отмечают исследователи. И самым вопиющим случаем является введение в 2009 году на всей территории страны Единого Государственного Экзамена /ЕГЭ/, с помощью которого Минобрнауки рассчитывало снизить уровень коррупции при поступлении в высший учебные заведения.
Не тут-то было! Как отметил сегодня начальник 3-го отдела оперативно-розыскного бюро /ОРБ-3 по борьбе с коррупцией/ Департамента экономической безопасности МВД России, подполковник милиции Александр Бланков, коррупция с введением ЕГЭ просто мигрирует из приемных комиссий вузов в школы. "При сдаче ЕГЭ возможны фальсификации", - отметил он.
Вокруг ЕГЭ создаются новые коррупционные механизмы: учителя помогают детям на экзамене, чиновники заранее сообщают задания, сертификаты ЕГЭ так же подделывают и т.д, отмечается в исследовании. Кроме того, объективность механизма ЕГЭ подвергается большому сомнению из-за наличия непрозрачного списка льготников, который включает в себя 153 категории, которым представляются различные преференции при поступлении в вузы. "Да я проведу любого при таких условиях", - возмущается В.Панин. – Многие статьи закона об образовании носят декларативный характер, а 12 статей вообще создают условия для коррупции".
Любопытны в этой связи и результаты проведения специальных оперативно-профилактических мероприятий по противодействию коррупции в сфере образования ДЭБ МВД России в 2009 году. Так, согласно официальным данным, по сравнению с результатами оперативно-профилактических мероприятий "Образование - 2008", в 2009 году выявлено на 116 проц больше должностных преступлений и на 91 проц больше фактов получения и дачи взяток.
В этом году ожидаем роста преступлений в области ЕГЭ, отмечает, в свою очередь, А.Бланков. Что не удивительно ведь единый государственный экзамен только "набирает обороты".
Немаловажной проблемой остаются так называемые поборы в школах, когда родители вынуждены покупать учебные пособия, которые полагается выдавать бесплатно.
А чего только стоит устройство ребенка в первый класс! По данным В.Панина, размер вознаграждения составляет около 30 тыс рублей. Понятно, что на всех мест в бюджетных учреждениях не хватает, и именно это является "корнем" проблемы.
Как отмечают эксперты, родители имеют полное право обращаться с соответствующими заявлениями о "поборах" в вышестоящие инстанции и правоохранительные органы. "Если родители будут действовать сообща, а не безропотно выкладывать свои денежки, явление можно будет искоренить", - отмечает В.Панин.
"Милиция обязана рассматривать подобные заявления и в течение 10 дней давать ответ", - соглашается А.Бланков. А если люди не обращаются, значит, считают подобное законным, отметил он. Вообще, борьбе с подобного рода преступлениями очень мешает латентность ее характера. Отсутствует заявитель, констатирует он.
Тем не менее, сотрудники Департамента ведут инициативную оперативно-розыскную деятельность, ежегодно с 1 мая по 1 сентября проводится операция "Образование".
Главной задачей подразделения является выявление системы преступлений, организованной группой лиц, подчеркнул А.Бланков. "Мы сотрудничаем с общественными организациями, анализируем информацию из открытых источников", - рассказывает он, и вместе с тем, указывает, что заявлений об "образовательной" коррупции больше не становится. "Механизм правовой защиты заявителя отсутствует, - поясняет он. - Эта система не разработана. Человек десять раз подумает, прежде чем обратится в правоохранительные органы".
Сложно бороться и с продавцами поддельных дипломов, встречающимися в московском метро. Деятельность этих людей просто не подпадает под действующее уголовное законодательство, пояснил А. Бланков.
"В настоящий момент существует несоответствие действительности законодательству, - соглашается В.Панин. – Значит, кому-то это выгодно?"
Эксперт отметил важную особенность коррупции в образовании. "Опасность коррупции в образовании состоит в том, что с детских лет в сознании человека формируется представление о беззащитности перед преступностью и перед властью, в результате в обществе растет отчуждение от власти. При этом автоматически складывается нецивилизованный формат общения, который ведет к последующему коррупционному беспределу во всех остальных отраслях и сферах жизнедеятельности общества".
Необходимо привлечь внимание общества к этой проблеме, поскольку правоохранительная система никогда не сможет в одиночку справиться с этой сложнейшей задачей. Ведь в обществе, оправдывающем коррупцию, любой закон бессилен.