"
Т.Гайтнер с "необычной прямотой" /так пишут зарубежный деловые газеты/ заявил, что в Европе центробанку надлежит срочно найти общий язык с правительствами, чтобы избежать "катастрофических последствий": "Речь идет не противоречия в более общих диспутах, спорах о стратегии, а о текущем конфликте между правительствами и центробанком...".
Консервная банка, которую пинают по дороге европейцы, к неудовольствию Гайтнера наткнулась на препятствие в виде неоднородности ЕС и множественности интересов внутри него. И, конечно, Т.Гайтнер тут же получил ответ из Австрии и Швеции в духе: "Это не ваше дело. Свои проблемы не решили, а поучают!": "Это странно, что даже хотя фундаментальные показатели в США хуже, чем в ЕЗ, они указывают нам, что делать" /Мария Фектер, министр финансов Австрии/. Ну-ну... Пусть ФРС и администрация Б.Обамы поступают не вполне эффективно и, возможно, вообще неправильно, но хотя бы солидарно и реагируют тактически быстро, а госпожа Фектер, кажется, забыла, что фундаментальная слабость Европы гораздо глубже и серьезнее американской, и весьма скоро их текущие фундаментальные показатели могут существенно ухудшиться.
Тем не менее, что-то делать надо, коль скоро никто /кроме Д.Стросс-Кана, Н.Рубини и др.независимых персон/ не решается признать Грецию банкротом. Раз так, единственный путь - это пинать несчастную банку дальше. Впрочем, такое впечатление, что энтузиазм "футболистов" на спаде. Г-жа Меркель и ХДС/ХСС, например, проигрывают выборы за выборами социал-демократам - теперь в Берлине. Видя, что греки не выполняют прежние обязательства, игроки в банку начинают притормаживать, откладывать решения, требуя дополнительных уступок, но что, однако, плохо - не предлагая срочно требующейся технологии контролируемого дефолта.
Сами греки, которым как раз отложили выделение большого многострадального транша в 109 млрд.евро минимум на октябрь, лихорадочно изыскивают хотя бы 8 млрд.евро, попутно заявляя, что в бюджете есть деньги до 10 октября /притом ближайший платеж по облигациям - в декабре/. Попутно они соглашаются уже на любые сокращения расходов: например, уволить 80 тыс. госслужащих; эксперты уже подметили, что аналогом такого шага в США /пропорционально населению страны/ было бы сокращение. трех миллионов рабочих мест. Создается стойкое впечатление, что игроки в банку запинали ее настолько, что утратили чувство реальности и пинают ее все ближе к пропасти, смотря только себе под ноги и поднимая густую пыль, слегка скрывающую край.
Нам нравится позиция министра финансов Германии г-на Шойбле /в правительстве главной стираны ЕЗ - тоже конфликты и отсутствие единства/. Он сказал следующее: "Членство в монетарном союзе - это большие возможности, но и тяжелый груз. Меры по ликвидации дисбалансов очень трудны. Грекам надо решить, хотят ли они нести это бремя." Это может означать вот что: греки, решайте, остаетесь ли вы в зоне евро. То, о чем боялись - и до сих пор многие боятся говорить вслух - произнесено ключевой фигурой еврозоны!
Еще раз о помощи BRIC. Мы уже говорили об этом, в т.ч. о противоречиях между премьером КНР и ЦБ; последний выступает за взвешенный подход и де факто против "гуманитарной помощи". Китай боится не только за сохранность своих некстати диверсифицированных резервов, но и новой рецессии, которая нанесет удар по его экспорту. Китай, как и некоторые европейцы, не желает понять, что его жертва также необходима - дисбаланс в торговле с США и ЕС не мог быть вечно растущим. В нынешнем глобальном кризисе жертвовать придется каждому.
И о собственно рецессии... Н.Рубини в своем блоге сообщает: "В августе 0% роста рабочих мест и розничной торговли. Сентябрь выглядит еще хуже, если смотреть на начальные требования и др.индикаторы. Мы входим в рецессию. В этой точке вопрос не в том, второе дно или нет, но насколько глубокой будет рецессия: ответ зависит от мер властей и кризисе в ЕЗ". И ответ на это от пользователя: "А мы действительно выходили из рецессии перед тем, как вновь войти в еще одну? Возможно, формально да, но этого выхода не ощущалось". Похоже, что все верно. Надежда на то, что ФРС с ЕЦБ добавят к имеющейся подушке ликвидности еще одну или две, чтобы это падение не стало катастрофически глубоким".