Без сомнения, главным фактором, который удерживает цены на высоком уровне, является ситуация вокруг Ирана. Конечно, незначительный дефицит легко компенсируется за счет увеличения добычи в Ливии и в Ираке, где суточная норма добычи впервые за 30 лет превысила 3 млн. баррелей. Однако в условиях низкого уровня резервных мощностей нефтяной рынок оказывается в большой зависимости от геополитических отношений с Саудовской Аравией, так как это единственная страна, которая сейчас обладает значимым объемом резервных мощностей.
Весной прошлого года потеря суточного объема 1,4 млн. баррелей ливийской нефти спровоцировала резкий скачок цены на нефть Brent до 127 долларов за баррель. Цена держалась выше 120 долларов в течение одного месяца, пока Международное энергетическое агентство (МЭА) не объявило об использовании стратегических запасов нефти. Сейчас развивается похожая ситуация, однако на этот раз ставки гораздо выше, поскольку Иран является более крупным поставщиком на мировом рынке, чем Ливия. Кроме того, эта страна играет важную роль в транспортировке поставок, так как выходит в Ормузский пролив, по которому поставляется около 20% всей потребляемой в мире нефти. Если текущее противостояние выльется в конфликт или приведет к перекрытию Ормузского пролива, то такая ситуация, вероятнее всего, вызовет сильный, но непродолжительный скачок цен.
В таких условиях финансовые инвесторы, в частности хедж-фонды, продолжили наращивать длинные позиции по обоим сортам нефти: Brent и WTI. Еженедельные данные Межконтинентальной биржи (Intercontinental Exchange - ICE) и Комиссии по фьючерсной торговле товарами (Commodity Futures Trading Commission - CFTC) наглядно показывают этот стремительный рост, который наблюдался на протяжении последних несколько месяцев. Это и способствовало увеличению текущей премии за риск до 15-20 долларов за баррель. Общий объем чистых длинных позиций, классифицируемых как некоммерческие или спекулятивные, по обоим контрактам достиг 487 млн. баррелей по состоянию на 28 февраля.
На приведенном ниже графике изображена совокупная спекулятивная длинная позиция по нефти Brent и WTI. Межконтинентальная биржа начала публиковать эти данные лишь в июле 2011 года (выделенная вертикальная линия), поэтому размер длинной позиции по нефти Brent в период ливийского кризиса неизвестен. Тем не менее, мы можем оценить, что совокупная длинная позиция сейчас бьет все рекорды.
Кроме того, на графике видно, что уровень уверенности среди коротких продавцов за время ралли понизился. Соотношение длинных и коротких позиций по нефти WTI достигло нового рекорда: 4,6 купленных контрактов на один проданный контракт. Все это накладывается на рынок, который решительно перешел на одну сторону. Совершенно очевидно, что в таких условиях увеличивается риск хаотичной коррекции в случае, если ситуация стабилизируется или если спрос начнет падать.
Волатильность, оцениваемая на основании опционов, на протяжении последнего месяца снижалась в силу одностороннего характера торговли на рынке. По опционам пут волатильность лишь незначительно выше, чем по опционам колл. Это свидетельствует об относительно низком интересе к хеджированию в случае возможного нисходящего движения.
Нельзя сказать, что рынок достиг своей вершины на текущих уровнях. Однако выделить потенциальные риски, которые грозят игрокам, если цены вдруг по какой-либо причине начнут падать. Но если раньше участники рынка преимущественно опасались движения на 20 долларов вверх, то теперь аналогичное по размеру движение может произойти в обратную сторону".