МОСКВА, 23 мар - ПРАЙМ.
"Значительное число авиаинцидентов, связанное с метеоусловиями, может свидетельствовать о том, что, несмотря на либерализацию правил применения метеоминимумов, проблема создания в авиакомпаниях благоприятной среды для сокращения частоты угроз столкновения воздушных судов с землей в управляемом полете продолжает сохраняться", - говорится в сообщении ведомства по итогам совещания, посвященного профилактике нарушений метеорологических минимумов погоды и авиационных происшествий.
По данным Росавиации, за период с 1990 по 2011 годы произошло 61 авиационное происшествие, в том числе 36 катастроф, связанных с нарушением метеорологического минимума при посадке. Этот фактор отмечался по результатам расследования 15 инцидентов с самолетами (47% инцидентов), происшедших в течение 2011 года.
Руководитель Росавиации Александр Нерадько в ходе мероприятия сообщил об участившихся случаях нарушения метеорологических минимумов аэродромов. Он отметил, что раньше эти события назывались "предпосылками к авиационным происшествиям", за которыми следовали штрафы в виде лишения талона нарушения в пилотском свидетельстве, а действующая нормативно-правовая база определяет данные события как "инцидент". Это связано, прежде всего, с изменениями в нормативном обеспечении производства полетов. Между тем, количество подобных событий увеличивается, степень тяжести последствий также растет.
Нерадько отметил, что руководители авиакомпаний по-разному относятся к выполнению посадки воздушных судов в условиях ниже эксплуатационного минимума аэродрома - в некоторых авиапредприятиях подобные действия поощряются, в других авиакомпаниях к экипажам применяются дисциплинарные меры воздействия.
Глава ведомства подчеркнул, что главное – это не наказание, а профилактика авиапроисшествий, и призвал авиакомпании "в скорейшем времени принять конкретные меры профилактики событий, связанных с нарушениями метеорологических минимумов аэродромов для того, чтобы они не переросли в тяжелые авиационные происшествия".
Анализ причин авиапроисшествий за период с 1990 по 2011 год с воздушными судами коммерческой гражданской авиации РФ, говорится в сообщении ведомства, позволяет сделать вывод, что все инциденты происходили в условиях, когда остаток топлива на борту воздушного судна был более чем достаточный для выполнения полета на запасной аэродром, и во всех случаях экипаж продолжал снижение ниже высоты принятия решения (минимальной высоты снижения), не имея визуального контакта с наземными ориентирами.
Кроме того, наличие в аэропорту точной системы посадки не позволило предотвратить отклонение от курса посадки и преждевременное снижение; в ряде случаев авиационным происшествиям способствовали недостатки организации воздушного движения. Недостоверная информация о погодных условиях также является фактором, приводящим к авиапроисшествиям во многих случаях.
Начальник управления инспекции по безопасности полетов Росавиации Сергей Мастеров в свою очередь напомнил, что эксплуатант при определении эксплуатационного минимума должен учитывать не только характеристики аэродрома, но и ограничения типа воздушного судна, а также уровень подготовки его командира. Несоблюдение этих правил также считается нарушением метеоминимума при взлете или посадке и может рассматриваться как несоблюдение эксплуатантом сертификационных требований.