Первая: наличие значительного потенциала для роста продаж. Мировой рынок компьютеров, объем которого составил 353,4 млн систем, в 2011 увеличился на 1,8% по сравнению с 2010-м. Сравнительно низкие темпы роста объясняются экономическими проблемами Евросоюза, а также погодными катаклизмами в Азии, средоточии мощностей по выпуску комплектующих. В ближайшее время экономических потрясений мирового значения не ожидается, поэтому аналитики IDC настроены оптимистично – пожалуй, даже чересчур. Они ожидают рост от 5% в 2012 до 7,6% в 2016, когда годовое количество проданных на планете компьютеров – как бы фантастично это ни звучало – может превысить полмиллиарда.
Дальнейший рост доли мобильных компьютеров – вторая любопытная тенденция, демонстрируемая Россией. У нас ноутбуки занимают 65,4% рынка, а в среднем по миру – 59,2%. Давления планшетов на рынок мобильных систем тут не ощущается. Скорее наоборот. В России одеяло на себя перетягивают ноутбуки, и в этом – еще один опережающий тренд.
Продажи ноутбуков в России превышают продажи планшетов в 10 раз. Преувеличенность бума планшетных компьютеров можно проследить и на мировом рынке – впрочем, не в столь явном виде. За прошлый год в мире их было продано 68,7 млн штук , что всего лишь втрое меньше, чем продажи ноутбуков.
При этом уже можно констатировать, что «таблетка» не способна заменить полноценный «ноут», но готова предоставить новые потребительские свойства, которые нужны не всякому пользователю. В условиях кризиса покупка планшетника может привести к отложенному спросу на новый ноутбук, но и эта тенденция еще не успела проявить себя, так как «планшетному буму» всего года полтора, а ноутбук пользователи меняют в среднем раз в пять лет.
Российский рынок также опровергает еще один модный тезис о том, что предложение нетбуков каннибализировано планшетами. Здесь доля «умирающих» нетбуков снизилась с 19,1% до 18,5% от общего объема продаж ПК, но, учитывая рост рынка, мы наблюдаем увеличение поставок нетбуков. Аналитики отмечают сохранение популярности нетбуков и на других рынках, чувствительных к цене устройств, например, на латиноамериканском.
Громкие заявления о «коллапсе» рынка нетбуков и возможный уход с него таких крупных производителей как Samsung, Lenovo и Dell, скорее всего, представляет собой маркетинговый ход производителей. Смысл этого в искусственном вымывании недорогих позиций в надежде заместить их более дорогими предложениями. Это логично: вместо нетбука за $300 компаниям удобней продать ультрабук за $1000 – затраты на производство, логистику и продвижение товара почти те же самые, а маржа гораздо больше. Напомним, что ультрабуком называют мобильный компьютер с малым весом (до полутора килограмм), дисплеем диагональю 12-14 дюймов, длительным временем автономной работы (от шести часов) и полноценной производительностью (и в этом основное отличие этих компьютеров от нетбуков, обладающих посредственной вычислительной мощностью). Аналитики ITResearch прогнозируют общий рост ноутбучного рынка на 22-25% уже в первом полугодии 2012. Ближе к концу года драйвером роста продаж ноутбуков может послужить выход Windows 8, интерфейс которой ориентирован на использование сенсорных экранов.
Александр Маляревский, ПРАЙМ