Вопрос: Николай Николаевич, расскажите, пожалуйста, о финансовых итогах деятельности "Корпорации "ГРИНН" в 2011 году. Какие проекты удалось реализовать?
Ответ: По итогам прошлого года выручка компании составил 33,9 миллиарда рублей, что на 2 миллиарда больше, чем в 2010 году. Объем инвестиций - 3,4 миллиарда рублей. В туристическом многофункциональном центре в Орле мы запустили второй корпус гостиницы, спортивно-развлекательный комплекс "ГРИНН Центр", начали строительство конгресс-холла на 2 тысячи участников и второй очереди торгового центра. Кроме того, открыты три гипермаркета "Линия" в Смоленске, Курске и Новомосковске Тульской области. Продолжалось строительство белгородского торгово-развлекательного мегакомплекса на площади 160 тысяч квадратных метров. Что касается чистой прибыли, то эти данные мы не раскрываем.
Вопрос: Каковы планы на 2012 год?
Ответ: Выручка должна составить 40 миллиардов рублей, а объем инвестиций приблизится к 5 миллиардам. Сегодня у нас 684 тысячи квадратных метров недвижимости. В 2012 году мы введем не менее 200 тысяч квадратных метров: торгово-развлекательный комплекс в Белгороде, конгресс-холл и вторую очередь торгового центра в Орле. То есть, по сути, третью часть того, что построили за предыдущие 19 лет.
Вопрос: Как изменятся темпы развития сети дискаунтеров "Линия" в связи со строительством туристического комплекса в Орле?
Ответ: Для начала нужно оговориться, что "Линия" - ни в коем случае не дискаунтер. В России нет четкого определения этого понятия, но в моем понимании дискаунтер - это магазин с ассортиментом в 1,5 тысячи наименований товаров, произведенных из более дешевых ингредиентов, рассчитанный на людей с невысокими доходами. В "Линиях" торговая линейка составляет 20 тысяч единиц, среди которых как недорогие товары, так и более качественные и дорогостоящие. Поэтому мы называем "Линии" социально ориентированными гипермаркетами для всех слоев населения и позиционируем их как "народные магазины".
Теперь о дальнейшем развитии. Орловский проект индивидуальный, а развивать мы намерены направление открытия торгово-развлекательных комплексов, подобных белгородскому площадью 160 тысяч квадратных метров во всех десяти регионах присутствия корпорации. Стоимость такого комплекса - около 4 миллиардов рублей. За 5-8 лет мы реализуем эту программу, инвестировав минимум 40 миллиардов рублей. Кроме того, 2012 год станет последним, когда "Корпорация ГРИНН" будет привлекать кредиты. В дальнейшем рассчитываем развиваться за счет собственных средств и погашать займы, взятые в прошлые годы. Лет за семь планируем полностью избавиться от долгов.
Вопрос: Каково соотношение заемных и собственных средств компании?
Ответ: В прошлом году соотношение собственных и заемных средств, вкладываемых в строительство, было четыре к одному. В основном, развиваемся собственными силами.
Вопрос: Собираетесь ли вы продолжать экспансию торговой сети "Линия" в Белоруссию?
Ответ: Нет. Доходность "Линии" в Белоруссии достаточно высока, несмотря на финансовый кризис, но нельзя объять необъятное. У нас в ближайшие годы достаточно обширная программа развития в России.
НОВЫЕ АКЦИОНЕРЫ - ЛИШНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Вопрос: Входит ли в планы "Корпорации "ГРИНН" реорганизация и проведение IPO?
Ответ: Нет. А зачем? Средства, привлеченные через IPO, обойдутся мне дороже, нежели взятые в кредит. Престижа никакого в IPO не вижу, а терять контроль над компанией, наживать лишние проблемы с акционерами и с кем-то согласовывать свое развитие мне не нужно.
Вопрос: Планируете ли вы изменить структуру корпорации и разделить основные направления бизнеса - ритейл, дилерского автобизнеса, ресторанного и гостиничного - на юридические лица, как рекомендуют вам эксперты?
Ответ: Согласитесь, эксперты - не истина в последней инстанции. Создание нескольких юридических лиц "Корпорации "ГРИНН" невыгодно, и это легко считается. Например, когда случился кризис 2008 года, сеть "Линия" стала работать лучше, а автобизнес, естественно, просел. При сегодняшней структуре мы платим усредненный налог по корпорации. Если бы все направления бизнеса были самостоятельными юрлицами, то "Линия" платила бы налоги по высокой доходности, а автобизнес потерпел бы еще большие убытки. Да и управлять легче.
РАЗВИВАТЬ ТУРИЗМ, НЕ ОПИРАЯСЬ НА ВЛАСТЬ
Вопрос: Николай Николаевич, вы заявили о намерении создать в Орле крупнейший в России центр делового туризма. Расскажите в нескольких словах о проекте.
Ответ: Сегодня около 50% проекта уже реализовано. На территории комплекса работают бизнес-центр и гостиница на 260 номеров. В этом году к осени построим конгресс-холл, а в 2014 году – еще одну 17-этажную гостиницу на тысячу двухместных номеров с рестораном на 2 тысячи человек и крупнейший в России аквапарк. Окончательная площадь здания орловского мегакомплекса – 280 тысяч квадратных метров. Планируется, что в будни туристический комплекс будет работать как центр делового туризма федерального масштаба, а в уик-энд люди будут приезжать сюда отдыхать из многих городов России.
Вопрос: На какую целевую аудиторию рассчитан проект - только на российского туриста или западные компании?
Ответ: Мы строим комплекс для российских туристов и считаем, что если приедут они, приедут и иностранцы.
Вопрос: Каков срок окупаемости проекта и как вы собираетесь минимизировать риски?
Ответ: Прибыль от торговых и развлекательных площадей орловского комплекса такова, что даже если туристическая составляющая вообще не будет работать, строительство орловской площадки окупится за семь лет. Этот проект интересен мне как первопроходцу делового туризма в регионах. Многие говорят мне, что это работать не будет, а я уверен – будет. После 2014 года, когда строительство самого комплекса будет завершено, начнется вторая стадия проекта. Рядом можно будет строить все, что угодно: крупные медицинские, научные или спортивные центры. И это будет эффективно.
Вопрос: Не секрет, что сегодня крупные деловые мероприятия российские компании проводят в обеих столицах либо за рубежом. Каким образом вы собираетесь сломать устоявшиеся схемы и привлечь их в провинциальный Орел?
Ответ: Приведу пример. Недавно руководитель нашего автодилерского направления посетил конференцию крупной российской компании в Дубае. Расходы на одного человека составили порядка 150 тысяч рублей. Если бы мероприятие провели в Орле, это обошлось бы около 30 тысяч рублей на человека. Конечно, при организации таких мероприятий за рубежом участники получают возможность посмотреть другую страну. Но, мне кажется, экскурсии, когда все организованно садятся в автобусы и куда-то едут, - это вчерашний день. И фактор экономической целесообразности для компании здесь должен перевесить. Немаловажно, что добраться до Орла быстрее, чем улететь за границу, особенно для большого количества участников. Тем более, в Орле тоже есть, что посмотреть. Это родина русских писателей - Ивана Тургенева, Леонида Андреева, Афанасия Фета, Николая Лескова. Здесь есть национальный парк "Орловское полесье", где крупнейшая в России и третья в мире популяция зубров. Мы уже занимаемся организацией экскурсий и считаем, что деловой туризм повлечет за собой и развитие других видов туризма - культурного, экологического, сельского и так далее.
Вопрос: Если резюмировать, вы рассчитываете опередить конкурентов за счет более низких цен и разнообразной программы?
Ответ: Совершенно верно. Причем особую роль должно сыграть то, что все объекты не разбросаны по городу, а находятся на одной территории.
Вопрос: Но развитие туризма в регионе требует создания инфраструктуры за пределами вашего комплекса. Вы ведете переговоры на эту тему с администрацией Орловской области?
Ответ: Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)" дает инвесторам возможность при создании кластера привлекать около 20% от стоимости проекта из федерального бюджета. То есть возможность привлечь под наш проект около 2 миллиардов рублей у орловской администрации есть. Но чтобы привести федеральные деньги, нужно областное софинансирование, которого пока нет. Я познакомил администрацию Орловской области с планами развития комплекса, но особых надежд на финансовую помощь не питаю.
Вопрос: Собираетесь ли вы что-то вкладывать в развитие орловских памятников культуры, которые могли бы привлекать туристов?
Ответ: Нет, конечно. И не потому, что денег жалко. Я считаю, что это дело местной власти и местных орловских предпринимателей. А ведь мы – куряне. У себя на родине ведем большую благотворительную деятельность, в частности, оказываем помощь в возрождении знаменитого монастыря "Коренная пустынь".
Вопрос: Тем не менее, ваша корпорация, начинавшая деятельность в Курской области, в 2008 году "сменила прописку" и была перерегистрирована в Орловскую область. Почему это произошло?
Ответ: В Курской области мне не давали работать. Там действовала группа, которая пыталась отобрать мой бизнес. Это началось после открытия завода "ГРИНН Пластик", который был первым новым производством в Курской области. Думаю, причиной всему была зависть.
Вопрос: Не исключаете возможность вернуться в Курскую область?
Ответ: В Орловской области я сейчас самый крупный инвестор и, наверно, самый крупный налогоплательщик. Ко мне тут относятся с уважением, поэтому пока речи о перерегистрации корпорации нет.
Наталия Губарева, РИА Новости