НОВЫЙ МАНЕВР
"Деловая Россия" на форуме сформулировала скорректированную, компромиссную версию своего налогового маневра. До последнего момента предприниматели рассчитывали представить свои предложения лично министру экономики Эльвире Набиуллиной, однако в последний момент высокая гостья приехать не смогла, и свою точку зрения бизнес представил на суд ее заместителя, который сразу оговорился, что приехал именно слушать и считает точку зрения бизнеса крайне важной. Однако вскоре стало очевидно, что сблизить взгляды государства и бизнеса пока непросто.
Предлагая технические новшества, бизнесмены по-прежнему настаивали на решительном снижении ставок страховых взносов, НДС и налога на прибыль до уровня 15% для всех отраслей. Согласно данным опроса, который общественная организация презентовала на своем форуме, российские предприниматели считают высокие налоги главным фактором, сдерживающим производство, а самое вредное воздействие оказывают ставки страховых взносов.
Подробно предложения "Деловой России" изложил президент организации Александр Галушка, остановившись на расчетах возможных последствий снижения налогов.
Согласно выкладкам экспертов, сказал он, выпадающие доходы бюджета от снижения налогов по схеме "15-15-15" составят около 2,78 триллиона рублей. Однако, заверил он, компенсация от положительного эффекта такого налогового маневра превысит все потери. "Если уровень теневой экономики снизится хотя бы вдвое, до уровня Индии и Аргентины, то мы получим 3,8 триллиона рублей дополнительных доходов бюджета", - заверил он. Кроме того, по словам Галушки, эксперты насчитали в случае снижения налогов около 0,3 триллиона рублей дополнительных доходов от роста экономики, не находящейся в тени.
Другие положительные эффекты, по словам президента "Деловой России", проявятся в росте ВВП и занятости. Кроме того, сказал Галушка, государство даже в самом крайнем случае могло бы найти источники, чтобы компенсировать себе выпадающие доходы от налогов на бизнес. Это можно было бы сделать, считают предприниматели, за счет повышения НДПИ на газ, акцизов на табак и крепкий алкоголь, налога на добычу рудных ископаемых, а также повышение обязательных выплат госкомпаний по дивидендам.
ПУГАЮЩИЕ ЦИФРЫ
Не подвергая расчеты бизнесменов сомнению, Станислав Воскресенский, тем не менее, отметил, что цифры по выпадающим доходам федбюджета "страшные". "Мы не привыкли в правительстве работать на opportunity cost (прим. – затраты неиспользованных возможностей), финансисты знают, что это такое, мы не понимаем, сколько предприятий у нас не откроется из-за того, что у нас такая налоговая нагрузка и сколько перерегистрируются в другие налоговые юрисдикции", - с сожалением отметил он. Зато цифры прямого ущерба, по словам Воскресенского, говорят сами за себя. "Один триллион выпадения, если 26% (прим. - ставка страховых взносов) – это 600 миллиардов получается, это огромные цифры", - сказал он.
Замминистра возразил также и на главный довод предпринимателей в пользу понижения страховых взносов – прямой ущерб для бюджета из-за ухода бизнеса в тень. Он напомнил присутствующим, что бюджет получает значительную часть налоговых платежей от нефтяных компаний, которые платят по закону вне зависимости от высокой ставки. По словам Воскресенского, для этих госкомпаний страховые платежи так ничтожны, что находятся в пределах бухгалтерской погрешности. "Нефтяные компании, когда они рисуют свои слайды по налоговым нагрузкам, там даже нет какой-то нагрузки на фонд заработной планы, она в пределах бухгалтерской ошибки. Им что 70% платить, что 10%", - сказал он.
В связи с этим Воскресенский выдвинул свое предложение присутствующим. "Возникает серьезная развилка – не пойти ли дальше ровно наоборот, по пути дальнейших льгот по страховым платежам без шагов, которые тяжело все воспринимают?", - сказал замминистра. Он напомнил, что подобные "специальные режимы" уже были введены в отношении IT-компаний, которые платят страховые взносы по ставке 14%, для сельхозпроизводителей. "Или все-таки речь должна идти о снижении базового тарифа для всех отраслей экономики?" - спросил он.
Проголосовав по этому вопросу, присутствующие почти единогласно высказались за последнее, и эту точку зрения поддержал также принявший участие в форуме глава Пенсионного фонда Антон Дроздов.
"У нас произошло снижение тарифа (страховых взносов - ред.) после предыдущего повышения (до 34% - ред.), но появилась масса льгот. Они очень сложные для администрирования, мы считаем, что лучше снизить тариф, чем иметь много-много льгот", - отметил он. "Просили бы нас здесь поддержать", - обратился он к Воскресенскому.
РОСКОШНЫЙ НДС
Радикально модернизировать бизнесмены предложили ставки по налогу на добавленную стоимость. Снижение базовой ставки до 15% они сочли возможным повышенной ставкой НДС для предметов роскоши.
"Мы хотим видеть ставку в 15%, но она частично могла бы быть компенсирована ставкой в 25% на предметы роскоши", - сказал Титов. При этом, считает он, не надо вводить специального налога на роскошь, "который в том варианте, который сейчас предлагает Минэкономразвития, очень сложен в администрировании". Однако при этом для социально важных отраслей "Деловая Россия" предлагает пониженную ставку на уровне 10%.
"Это предложение требует дополнительного обсуждения", - отреагировал Воскресенский.
МОЛОДЫМ – ДОРОГУ
Еще одно предложение "Деловой России", рассказал Титов, направлено на стимуляцию "старт-апов" и новых компаний. Речь идет о прогрессивной ставке налога на прибыль. По сути, предлагается снизить налог на прибыль до 200 миллионов в год.
"Ставку 15% ввести на прибыль до 200 миллионов в год, а если больше - ставка уже повышается", - пояснил Титов суть предложения. "Это стимулирует "старт-апы" и новые компании", - добавил он, отметив, что такая система работает в США и Южной Корее.
"По налогу на прибыль мы подумаем, это интересная мера", - ответил ему Воскресенский.
В заключение замминистра ободрил предпринимателей, напомнив, что Минэкономразвития поддержало идею о льготах для новых промышленных производств. Хотя есть мнения, сказал он, что это искажение конкуренции, на самом деле это не так. "Потому что стоимость подключения к базовой инфраструктуре существенно возросла, а это ставит их в неравное положение, так что это не искажение, а уравнивание конкуренции", - заключил замминистра.
Елена Малышева, ПРАЙМ