УНИВЕРСАЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ
Как обычно, причины неудачного квартала сваливают на мировой финансовый кризис. Но определенную роль могли сыграть отложенный спрос на iPhone, а также фирменная маркетинговая политика Apple.
Действительно, европейский кризис стал универсальным объяснением для всех проблем с бизнесом. Экономика Старого света переживает не лучшие времена и, разумеется, это снижает платежеспособный спрос. Однако по заявлению компании продажи в европейских странах сократились на 3-6%, а в азиатско-тихоокеанском регионе они рухнули на 22%. Как видно, проблемы с продажами Apple вызваны не только кризисом еврозоны.
МИР ЗАМЕР В ОЖИДАНИИ
iPhone 5, появление которого с нетерпением ждут "эпплофилы" всего мира, создает проблемы продажам iPhone 4. Модификация "S" осталась, по сути, той же моделью, что и обычная "четверка", только с улучшенной камерой. Между тем производители систем на платформе Android предлагают системы с дисплеем увеличенной диагонали, расширенными возможностями доя видеосъемки и т.д. Ситуацию усугубляет полная неизвестность с характеристиками нового iPhone и со сроками его появления.
МОЛЧАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА
Фирменный стиль общения Apple с рынком – ничего не говорить о новых продуктах до момента их выхода на рынок – прекрасно работал при Стиве Джобсе, но сейчас, похоже, начинает давать сбои. Рынок стал динамичнее, а разнообразие моделей – шире. Медиа полны слухов: новый iPhone будет иметь дисплей большей диагонали, у "пятерки" будет новый разъем, новинка будет использовать традиционный USB для синхронизации. Но в отсутствие официальных пояснений это только сбивает с толку.
ПЕЧАЛЬНЫЙ ПОДЫТОГ
Тем временем у Apple падают продажи iPad. За третий финансовый квартал их было продано всего лишь 26 миллионов, в то время как в предыдущем – 35,1 миллиона. Аналитики предрекали спад продаж смартфонов, но максимум до 29-30 миллионов единиц. Заметим, что, несмотря на это, продажи iPhone на 28% превысили аналогичный период прошлого года.
Apple радостно заявляет о том, что продажи iPad, которые компания продвигает в том же духе, возросли на 84% по сравнению с третьим кварталом прошлого года. Планшетов продано 17 миллионов, что заметно больше, чем во втором квартале 2012, когда было реализовано 11,7 миллиона iPad. Однако и тут явственно слышен тревожный звоночек: во втором квартале прирост продаж планшетов составлял 151% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, темпы роста продаж упали почти двое.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Apple потрясающе успешная компания. Но при этом она второй раз в этом году не оправдывает ожидания инвесторов – квартальный доход продолжает падение. Следующий квартал может стать феноменально успешным, а для этого "яблочной" компании нужно представить рынку действительно революционные продукты. И обеспечить продажи, способные превзойти ожидания рынка.
Если же в новом квартале оглушительного успеха не случится, то события на финансовом рынке могут сложиться непредсказуемым образом. Если инвесторы будут напуганы результатами четвертого квартала и финансового года в целом, то акции Apple могут и обвалиться даже на фоне роста продаж.
Александр Маляревский, ПРАЙМ