МАНТРА ЦБ
Пару месяцев назад глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев в ходе "правительственного часа" убеждал депутатов Госдумы, что даже на фоне пугающих цифр оттока капитала оснований для беспокойства нет. В сравнении с 2008 годом банковская система страны готова к кризису не в пример лучше. "Готовы лучше, но капитал бежит", – констатировал чиновник. Свой осторожный оптимизм Игнатьев подтвердил и в интервью британской The Financial Times, выдержки из которого опубликованы в номере за среду, 25 июля.
Как отмечает издание, глава Центробанка постарался успокоить инвесторов, убеждая их в том, что сценарий 2008 года в нынешних условиях невозможен и обострение долговых проблем еврозоны не окажет катастрофического воздействия на российский финансовый сектор. Главным защитным фактором Игнатьев считает более здоровые, чем прежде, балансы отечественных банков, суммарные иностранные пассивы в которых за последние четыре года сократились с 208 миллиардов долларов до 176 миллиардов в настоящее время.
Глава ЦБ заявил, что "не видит проблем с текущим уровнем волатильности рубля". Игнатьев также назвал "ненормальной" ситуацию столь значительного оттока капитала из страны "с таким потенциалом". По его мнению, российские банки и местные офисы иностранных банков ответственны за утечку 23 миллиардов долларов из 80 миллиардов в 2011 году.
ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО
У заверений финансовых чиновников в России в том, что ситуация под контролем, есть своя печальная традиция. За несколько месяцев до августовского дефолта 1998 года Центробанк устами тогдашнего главы ЦБ Сергея Дубинина отметал всякие сомнения в твердости курса национальной валюты. Кульминацией представления стали слова экс-премьера РФ Сергея Кириенко о невозможности девальвации, произнесенные им 14 августа – за считаные дни до сокрушительного обвала.
Все повторилось спустя десять лет. "Из того, что есть мировой финансовый кризис, волны которого докатываются до нас, вовсе не следует, что рубль должен быть девальвирован относительно валют других стран", – рассуждал замглавы ЦБ Алексей Улюкаев незадолго до начала "плавной" или "управляемой" девальвации, в результате которой рубль потерял около трети своей стоимости. "Девальвации не будет", – вторил ему Аркадий Дворкович в свою бытность помощником президента РФ. "Не планируется", – соглашался с ним Сергей Шаталов, в то время замминистра финансов. "У нас нет никаких планов в этом отношении. Мы считаем, что девальвация была бы вредной", – выражал мнение правительства первый вице-премьер Игорь Шувалов в интервью все той же The Financial Times.
Логика подобных заявлений хорошо известна: как инвесторы, так и рядовые граждане зачастую делают из услышанного прямо противоположные выводы – как следствие, с удвоенной скоростью бежит капитал и резко возрастает спрос на иностранную валюту, увлекая рубль вниз.
Евгений Карасюк, ПРАЙМ