Около 56% опрошенных с той или иной долей уверенности считают, что вторая волна кризиса все-таки будет. Противоположного мнения придерживается каждый восьмой (13%) респондент. Затруднились с прогнозами треть опрошенных (31%).
Согласно результатам исследования, ни пол, ни возраст, ни образование, ни даже уровень дохода не оказывает заметного влияния на распределение ответов на вопрос о вероятности нового кризиса осенью этого года.
Тем не менее, при сравнении ответов жителей разных регионов и типов населенных пунктов были выявлены значительные различия. "Так, на Урале доля "пессимистов" превосходит долю "оптимистов" в десятки раз. А в Сибири – всего в 2,5 раза. В СЗФО – в три раза", - отмечают в "Ромир".
На селе и в малых городах России уровень пессимизма несколько ниже, чем в среднем по выборке. При этом среди жителей городов-миллионников было выявлено в 10 раз больше "пессимистов", чем "оптимистов".
Большинство россиян (51%) полагают, что если кризис будет, то это, прежде всего, отразится на росте цен (23%) и общем снижении уровня жизни (28%). А вот сокращения занятости (4%) и заработной платы (6%) ожидает лишь каждый десятый опрошенный.
"Очевидно, что вернувшийся в очередной раз на рынок труда "перегрев" снова отучил россиян беспокоиться о сохранении своего рабочего места", - полагают авторы исследования.
Сравнивая ответы россиян в ходе последнего опроса с результатами предыдущих лет, эксперты "Ромира" отмечают, что в целом ситуация выглядит более спокойной. Значительно снизилась доля россиян (до 28% с 43-45%), которые опасались проявлений кризиса "по всем статьям". Кроме того, заметно резкое сокращение доли россиян, которые ждут от кризиса подорожания даже самых необходимых товаров, сокращения зарплат и массовых увольнений. Несколько выросло число ответов – "кризис никак и ни на чем не отразится" - до 6% с 2%.
"Складывается ощущение, что россияне ведут себя по отношению к возможному кризису как в притче про мальчика и волков. Уже четвертый год жизни в ожидании кризиса, о котором столько говорят, а он все никак не наступает, притупляется бдительность и предусмотрительность", - говорится в исследовании.
В опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1,5 тысячи респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие как в городах, так и в сельской местности во всех 8 федеральных округах. "Ромир" проводил аналогичные исследования в 2010 и 2011 годах.
"Ромир" – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. "Ромир" обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.