Рейтинг@Mail.ru
Жесткое бюджетное правило не даст РФ увеличить долю в мировом ВВП до 2030 г - 16.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Жесткое бюджетное правило не даст РФ увеличить долю в мировом ВВП до 2030 г

Жесткое бюджетное правило не даст РФ увеличить долю в мировом ВВП до 2030 г
Жесткое бюджетное правило не даст РФ увеличить долю в мировом ВВП до 2030 г
Читать Прайм в
Дзен Telegram

Среднегодовой рост ВВП РФ, согласно базовым вариантам прогноза, может составлять 4,1-5,4%. При этом ведомство предупреждает, что в случае использования жесткого бюджетного правила, темп роста может замедлиться до 3,1% и доля РФ в мировом ВВП не увеличится.

Ранее инновационный прогноз Минэкономразвития предусматривал, что экономика России будет расти в среднем в 2012-2030 годах на 4,4% ежегодно.

Согласно прогнозу, заложенному в проект бюджета, рост ВВП в 2013 году составит 3,7%, в 2014 – 4,3%, в 2015 – 4,5%.

Министерство по традиции разработало три варианта прогноза: базовый-инновационный, форсированный и консервативный. Первые два ориентируются на то, что Россия сможет преодолеть отставание по сравнению с развитыми странами, как технологическое, так и по уровню жизни.

Минэкономразвития рассчитывает, что именно эти сценарии лягут в основу долгосрочной бюджетной стратегии РФ, которую, как предполагается, правительство рассмотрит в конце 2012 года.

БАЗОВЫЙ ОПТИМИСТ

Базовый или инновационный вариант прогноза предполагает, что среднегодовой темп роста экономики РФ в 2013-2030 годы составит 4,1%, то есть ВВП РФ будет расти быстрее мирового. Согласно оценке Минэкономразвития РФ, мировая экономика в этот период будет развиваться медленнее – рост до 2020 года будет составлять 3,5-4%, а к 2030 году замедлится до 3%.

Выйти на такие темпы роста, по мнению министерства, возможно только в условиях существенных качественных структурных сдвигов экономики. "То есть, сектор, связанный с развитием человеческого капитала, образования, здравоохранения, наука, выходят на параметры сопоставимые со странами Евросоюза", - сообщил журналистам замминистра экономического развития Андрей Клепач, представляя прогноз.

Расходы на образование – государственные и частные в совокупности, согласно базовому варианту, должны вырасти с нынешних 4,8% до 6,5% ВВП, расходы на здравоохранение – с 4,8% до 7% ВВП. Расходы на науку должны вырасти с 1,1% ВВП до 1,6% в 2020 году и до 2,5% к концу периода, на транспортную инфраструктуру расходы увеличиваются с менее 2% ВВП до 4% ВВП.

"Этот сценарий предполагает, что мы сможем преодолеть ряд барьеров, которые тормозят развитие в настоящее время", - сказал Клепач.

При реализации этого прогноза ВВП РФ по паритету покупательной способности к 2020 году выйдет на уровень 77-86% от уровня еврозоны, а к 2030 году – сравняется, или даже превысит его. "Сейчас, если брать оценку ВВП по паритету покупательной способности, которую дает ОЭСР, то мы находимся на уровне 57%", - сказал Клепач.

ФОРСИРОВАННЫЙ РОСТ

Форсированный вариант обеспечивает в среднесрочном периоде выход на целевые параметры, поставленные указами президента РФ весной текущего года: рост производительности труда к 2018 году в полтора раза, повышение нормы накопления до 27% ВВП.

Этот сценарий предполагает, что среднегодовой рост экономики РФ в 2013-2030 годы составит 5,4%. "За этим прогнозом тоже стоит реализация масштабных проектов развития, которые должны действительно изменить облик экономики и стандарты жизни людей", - сказал Клепач.

В частности, предусматриваются дополнительные инвестиции в здравоохранение.

Как и в инновационном сценарии, здесь предусмотрен скачек в развитии материальной базы университетов. "Предполагается, что мы действительно сможем для ведущих университетов создать современные кампусы с современным оборудованием. И не только пятерка университетов войдет в мировой рейтинг, но действительно сформируется ядро из 20-30 университетов, которые по своим параметрам преподавания и уровню жизни являются конкурентоспособными", - сказал Клепач.

В форсированном сценарии быстрее реализуется проект развития транспортной инфраструктуры, в том числе проекты, связанные и с высокоскоростными железнодорожными магистралями. Предполагается, что уже до 2020 года будут решены проблемы, связанные с развитием московского транспортного узла.

НА ЛУНУ ЛЕТИМ

"И инновационный и форсированный сценарий предполагают также, что мы в полной мере реализуем проекты, связанные с освоением космоса. Это не только переход ко второму поколению спутников ГЛОНАСС и существенного повышения разрешения и устойчивости связи, но и создание группировки спутников дистанционного зондирования земли и самое главное – предложение услуг в интересах народного хозяйства", - сообщил замглавы МЭР.

По его словам, речь идет также о реализации проекта по созданию нового космического корабля, пригодного для работы в околоземном пространстве, а так же для полетов на луну.

"На луну летим. Правда, за пределами 20 года", - сказал Клепач.

Реализация форсированного сценария предполагает, что к 2030 году Россия будет иметь объем ВВП по паритету покупательной способности выше, чем в Еврозоне в среднем.

МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТОР

Консервативный вариант прогноза предполагает, что кардинальных структурных сдвигов в экономике не произойдет: сохранится доминирование топливно-энергетического комплекса, инновационный сектор так и не станет ведущим сектором. Среднегодовые темпы роста на всем периоде будут составлять примерно 3,1%, а к концу 2030 года немного превысят 2%.

"В этих условиях мы не сможем повысить нашу долю в мировой экономике. Ну и разрыв в производительности труда тоже останется достаточно высоким", - отметил Клепач.

РОСТ ПО ПРАВИЛАМ

"В консервативном варианте прогноза реализуется жесткий вариант бюджетного правила, поэтому ни серьезного структурного маневра в расходах бюджета, и в структуре экономики не происходит", - пояснил замминистра.

Бюджетные правила ограничивают расходы исходя из средней цены на нефть за пятилетний период с ежегодным увеличением расчетного периода на один год до достижения 10 лет. Доходы бюджета сверх цены отсечения будут направляться в Резервный фонд до достижения его величины 7% ВВП, а сверх этой суммы – на пополнение ФНБ и финансирование инфраструктурных проектов в пропорции 50 на 50.

Инновационный сценарий предполагает, что на инвестиции будет направляться половина средств Резервного фонда свыше 5% ВВП. Дефицит бюджета при этом будет сохраняться на уровне 0,7-0,8% ВВП, объем государственного долга не превысит 14% ВВП.

Форсированный вариант предполагает дополнительную индексацию базовой цены на нефть в соответствии с уровнем инфляции. Дефицит бюджета РФ, по этому сценарию, к 2015 году не будет превышать 1-1,5% ВВП, объем госдолга немного превысит 15% ВВП.

Оба варианта предполагают вовлечение в инвестиционные проекты и части средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА

Клепач подчеркнул, что все варианты предполагают, что в указанный период в РФ будет проведена масштабная пенсионная реформа. Однако конкретные параметры этой реформы он назвать отказался, объяснив, что именно этот вопрос мешает Минэкономразвития согласовать прогноз с профильными ведомствами.

"Мы считаем, что помимо тех мер, которые сейчас приняты, все равно необходимо изменение пенсионной формулы", - пояснил он позицию министерства. "Та модель, которая здесь заложена, позволяет существенно поднять соотношение пенсий и прожиточного минимума пенсионеров, но заложена модель уменьшения дефицита пенсионного фонда. Хотя он остается", - добавил он. Дефицит Пенсионного фонда РФ, согласно прогнозу Минэкономразвития, будет составлять 1,4- 2% в зависимости от вариантов. "А если ее не проводить – то будет примерно 3,5%", - сказал Клепач.

ДВА КРИЗИСА

Все варианты прогноза основаны на ожиданиях относительно стабильных цен на нефть. По словам Клепача, ожидается, что в 2020 году цена на нефть будет около 95 долларов за баррель, в 2030 году вырастет до 110 долларов за баррель (в ценах 2010 года).

Дополнительно министерство представило расчеты, как повлияет на экономику снижение цены до 70 долларов за баррель и, напротив, значительное повышение цены.

Как и в предыдущем варианте прогноза, Минэкономразвития ожидает появления двух кризисов в ближайшие 18 лет. "Экономика имеет циклический характер и надо быть готовыми к тому, что в этом историческом периоде нам, скорее всего, минимум два раза придется пережить некие циклические либо спад, либо существенное замедление роста мировой экономики", - сказал Клепач.

Минэкономразвития ожидает, что такие кризисы могут случиться в 2018 году и 2028 годах.

Людмила Кузмич, Прайм

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала