Рейтинг@Mail.ru
Сбережения россиян: копить нельзя тратить - 15.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Сбережения россиян: копить нельзя тратить

Сбережения россиян: копить нельзя тратить
Сбережения россиян: копить нельзя тратить
Читать Прайм в
Дзен Telegram

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Согласно данным исследования, проведенного "Левада-центром", копить деньги научились менее трети россиян – 31%. Именно такое количество опрошенных по  данным за октябрь 2012 года указали, что в их семье в настоящее время имеются накопления.  Правда, раньше их доля была еще ниже – для примера, в 1994 году положительно ответили 18%, спустя 10 лет  в 2004-м  - столько же. Доля семей со сбережениями начала расти лишь после кризиса 2008 года – уже в 2010 году их было 26%.

Однако и треть имеющих сбережения – уже неплохо. По словам социолога "Левада-центра" Натальи Бондаренко, люди, стремящиеся копить, в РФ никогда не доминировали – тех, кто склонен тратить все или хотя бы часть доходов, всегда было больше. После 2008 года был момент, когда выросла доля тех, кто тратит и сберегает, и чуть-чуть – доля тех, кто стремится только сберегать. Однако намерения и фактическое сбережение  – разные вещи, добавила эксперт.

Впрочем, не исключено, что в перспективе запасливых граждан станет больше. По данным исследования, собираются или хотели бы при наличии возможности откладывать "в кубышку" 40% россиян, что выше прежних показателей. Для сравнения, в 2011 году положительно на этот вопрос ответили лишь треть опрошенных.

Параллельно выросла доля тех, кто отказывается копить на какие-либо цели вообще (9% в 2004 году и 17% в 2012 году). Бондаренко объясняет это стагнацией ожиданий – в целом  настроения общества несколько улучшились за последнее время (по субъективным оценкам), однако всё больше тех, кто уверен, что ситуация в экономике зафиксировалась и лучше уже не будет. Исходя из этого, граждане корректируют свои планы и, возможно, ставят себе меньше долгосрочных целей, полагает она.

ПРОЖИГАТЕЛИ ЖИЗНИ

Куда же граждане намерены тратить накопленное? Как оказалось, все меньше хотят копить на образование (11% против 21% в 2004 году) и лечение  (20% и 27% соответственно). Зато на отдых, развлечения и путешествия сейчас откладывают 21% россиян против 11% восемь лет назад. Покупка дорогих вещей имеет приоритетное значение  для 17% россиян (было 13%).

Россияне стали больше ориентироваться на потребление, а не на сбережение, отметила  Бондаренко.  Важно учитывать и обеспеченность кредитными ресурсами – до 2008 года кредитоваться было проще, и многие предпочитали брать в долг на дорогие покупки, сейчас же приходится обходиться своими силами, напомнила она. 

Что касается сокращения доли накоплений на образование и медицину, то, возможно, запросы общества сейчас удовлетворены больше, чем несколько лет назад. "С этим частично разобрались", - полагает эксперт. 

В кризис, когда люди были вынуждены отказывать себе в радостях жизни, а в посткризисный период наблюдается волна возврата к прежде запретным "ненужным тратам",  рассуждает руководитель группы консультантов при Минфине РФ по федеральному проекту повышения финансовой грамотности Анна Зеленцова.  "Многие хотят позволить себе сходить в ресторан, кино, съездить на отдых и т.п., а накопления откладывают на потом, хотя и понимают, что без них не обойтись", - сказала она.

По-прежнему "в загоне" сбережения на создание собственного дела/покупку акций. (3% против 4% в 2004 году). Свой бизнес в России никогда не пользовался популярностью – желание организовать его озвучивают не более 20% опрошенных, а уж воплощают и вовсе единицы, отмечает Бондаренко из "Левада-центра".

Рынок ценных бумаг развит слабо, а цена вхождения в него высока, на фоне низкой финансовой грамотности это отпугивает людей от инвестирования, полагает эксперт.

БЕЗ ВЕРЫ В ИНВЕСТИЦИИ

Об отсутствии доверия к финансовой системе, понимания, что именно государство гарантирует, а что нет, говорит и руководитель группы консультантов при Минфине РФ Зеленцова. "Получается такая каша в головах, которая не способствует продуманным долгосрочным вложениям", - сказала она. Сами банки и инвесторы зачастую лишь рекламируют свои продукты и услуги, но не объясняют их суть и специфику, не дают нужной информации.

Как минимум, человеку, готовому взять кредит, надо понимать – способен ли он его выплачивать, не ограничивая себя во всем, отметила эксперт. В Европе обязанность банков объяснять это "на пальцах" давно прописана законодательно, а в РФ такого нет. И вот люди, получив от банка отказ, не понимают его причин и идут в другой банк, или, что еще хуже - обращаются к дельцам, выдающим "кредиты до зарплаты" под 2% в день.

Многие по-прежнему думают – зачем сберегать, все равно живем от зарплаты до зарплаты, то же касается и пенсионных накоплений. "Между тем, за рубежом есть удачные программы, объясняющие, что сбережения возможны и при невысоких доходах. Наш проект пока находится на этапе разработки, выйдет "в народ" лишь в 2013 году, и мы постараемся заполнить информационные пробелы", - рассказывает Зеленцова. 

КУБЫШКА КАЖЕТСЯ НАДЕЖНЕЕ

Таким образом, приоритетное значение для тех, кто стремится сберегать, сохраняют банковские депозиты. С огромным отрывом здесь лидирует Сбербанк РФ - там хранят деньги 56% опрошенных. Коммерческим банкам доверяют всего 10%. Гораздо популярнее хранение наличных рублей – 29% опрошенных "Левада-центром" предпочитают именно их, тогда как в пользу доллара или евро высказываются всего по 9%.

По мнению экспертов, здесь все логично - зарплату многие получают в рублях,  и  своя валюта понятнее и привычнее, нежели доллар и евро, испытывающие серьезные колебания на фоне постоянных новостей о кризисе в еврозоне или долговых проблемах США.

Сбережения у большинства невелики и тратятся быстро, отмечает Бондаренко из "Левада-центра". "Поэтому переводить их в доллары или евро значит лишь терять на обмене", - уверена она. Рубли, по ее словам, были популярны всегда, исключая период  1990-х годов, когда многие предпочитали доллары.

Инвестирование в ценные бумаги и т.п. на фоне тотально низкой финансовой грамотности – дело будущего, полагает Зеленцова. "На данном этапе лучше делать акцент на базовых вещах  - учить планировать семейный бюджет, не брать непосильных кредитов, посильно сберегать и т.п. Отсутствие понимания природы и целей финансовых продуктов приводит к провалам вроде всем памятных "народных IPO", - пояснила она.

Конечно, постепенно граждан  надо приучать к инвестированию – длинные деньги нужны экономике, да и доход от обычных банковских депозитов невелик, но быстро это сделать не получится. "Вспомним - на том же Западе культура инвестирования развивалась столетиями, у нас же всего два десятка лет. Надо просто подождать", - заключила эксперт.

Наталья Карнова, Прайм

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала