При этом перераспределение накопительного тарифа будет добровольным - те, кто захочет остаться в накопительной части, смогут в течение 2013 года написать соответствующее заявление, и у них все 6% тарифа останутся в накопительной части. Тем, кто не захочет этого делать, могут не писать заявления - у них по истечении 2013 года 4% тарифа будут перераспределены в солидарную часть.
Таким образом, у граждан останется 2% начислений в накопительную и 14% в страховую часть пенсии. Кроме того, реформа коснется и самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы), которые в настоящее время платят взносы в Пенсионный фонд (ПФР) в размере около 1 тысячи рублей в месяц.
Согласно закону, эти граждане будут платить в ПФР 26% от двух МРОТ. С учетом роста МРОТ это будет составлять 2,7 тысячи рублей в месяц. Определенная группа самозанятых граждан - лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, военнослужащие срочной службы, супруги военнослужащих и дипработников, не имеющие возможности устроится на работу - будут освобождены от взносов полностью, в том числе и ныне действующих.
Закон также касается страховых взносов из фонда зарплат трудовых мигрантов. Если за календарный год трудовой мигрант отработал у работодателя 6 месяцев независимо от количества заключенных трудовых договоров, работодатель обязан полностью оплатить за него вносы в ПФР.
Также документ устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов в зависимости от вида работ, в которых заняты застрахованные лица: для подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах - 4% в 2013 году, 6% в 2014 году и 9% в 2015 году; для тяжелых условий труда, а также на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, дающих право на назначение досрочной пенсии - 2% в 2013 году, 4% в 2014 году и 6% в 2015 году.
В комитете Совфеда по соцполитике рассчитывают, что эти поправки будут стимулировать работодателей к сокращению числа рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда.
При этом страховые взносы, уплаченные по дополнительным тарифам, не являются персонифицированными и в полном объеме направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии до наступления пенсионного возраста получателей.