Рейтинг@Mail.ru
Ценами на нефть правит мировое "закулисье": место России в зрительном зале? - 25.02.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ценами на нефть правит мировое "закулисье": место России в зрительном зале?

Читать Прайм в
Дзен Telegram

 

Справедливая цена нефти сейчас - $80-90 за баррель, комфортная - $100, в текущую же стоимость входит спекулятивная составляющая, считают эксперты. По словам, Геннадия Шмаля, президента Союза нефтегазопромышленников России, нефтедобывающие компании и государства такие цены устраивают. При этом на достаточно высоких уровнях их поддерживает Америка, которой это выгодно, так как, к примеру, в Канаде себестоимость трудноизвлекаемой нефти составляет 70-80 долларов за баррель. Россия тоже заинтересована в высоких ценах на "черное золото", но на формирование стоимости пока влияния не оказывает.

"Цена на нефть определяется на бирже" - это самое большое и самое глубокое заблуждение всего современного мира, заявила в ходе круглого стола "Может ли Россия влиять на мировые цены на нефть?" Наталья Шуляр, председатель подкомитета по моторным топливам комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК. Сейчас, помимо основных факторов, влияющих на стоимость "черного золота" - фундаментальных, политических, погодных, всё большее значение приобретает информация. Зависимость цен на нефть от информационного потока постоянно увеличивается, и отчетливо видно снижение значимости объективных факторов, констатирует г-жа Шуляр. По её мнению, Россия эту "информационную войну" не столько проиграла, сколько в ней не участвует. Роль зарубежных информационных агентств сейчас существенно возросла, при этом практически нигде не сообщается, сколько стоит нефть внутри России, хотя ряд агентств её котирует.

 

Решающую роль на нефтяном рынке в настоящее время играют Федеральная резервная система США, Международное энергетическое агентство и Департамент энергетики США, а также биржи NYMEX и ICE, отмечает Наталья Шуляр. В стратегических прогнозах развития мирового энергетического рынка правительство России, как и другие страны, ориентируется на прогнозы именно Международного энергетического агентства. Однако даже само агентство признает, что "за последние несколько лет ухудшились качество, полнота и своевременность энергетической статистики". Кроме того, представители ОПЕК заявляли о том, что данные МЭА неполные и недостоверные. В любом случае, нельзя работать с одним источником информации, каким бы авторитетным он ни был, тем более что источник информации находится за пределами юрисдикции России, категорична г-жа Шуляр. И любой другой прогноз будет отвечать целям и задачам той страны или группы стран, чьи интересы представляет автор прогноза. При анализе существующих мировых прогнозов оказалось, что в 37 сценариях разброс нефтяных цен на 2035 год составляет от 40 до 145 долларов за баррель.

Эксперты попытались обрисовать круг задач, которые нужно решить России в нефтегазовой отрасли, в том числе и для того, чтобы начать вносить свой вклад в формирование стоимости "черного золота". По их мнению, нужна система мер, позволяющая надежно прогнозировать динамику цен на важнейшие экспортируемые товары. В частности, специалисты выступают за создание Евразийского международного энергетического агентства. На первом этапе в его состав могут войти Россия, Белоруссия и Казахстан, а далее можно присоединить Китай. Это нужно для повышения роли стран Таможенного союза на мировом рынке и достоверности статистических показателей

Кроме того, по мнению участников круглого стола, необходимо повышение роли и значения сорта нефти ВСТО (ESPO) и повышение статуса российской биржи по торговле углеводородами на мировом рынке. При этом, по оценкам специалистов, для создания своего маркера нефти нужны долгосрочные объемы добычи нефти не менее 25 млн тонн и стабильные дневные уровни добычи. По словам Михаила Баркова, вице-президента компании "Транснефть", новый сорт нефти может быть запущен не ранее 2019 года. Однако эксперты считают, что, прежде всего, нужно понять, какие цели преследует Россия. "Если мы хотим играть одну из ключевых ролей на рынке, регулировать цены на нефть и тем или иным способом влиять на них, тогда, безусловно, мы должны выходить как отдельный независимый игрок со своим сортом нефти. Если же цены на нефть для нас всего лишь инструмент пополнения бюджета, наверное, не стоит ввязываться в "игру" с биржами, а стоит просто более грамотно перепривязать свои сорта к уже существующим бенчмаркам", - полагает Екатерина Грушевенко, эксперт Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН.

Эксперты также обращают внимание на такие существующие в нефтегазовой отрасли проблемы как налоговое бремя и недофинансирование. По словам, Геннадия Шмаля финансирование ведущих нефтяных компаний мира в 3 раза выше, чем в РФ. Финансирование надо увеличивать и менять систему налогообложения, считают специалисты. Нужна четкая стратегия развития отрасли, подчеркивают они. Кроме того, России необходимо определить отношения с ОПЕК.

Специалисты уверены, что помимо этого России нужно развивать добычу сланцевой нефти и не отказываться от сланцевого газа. Исследования показывают, что добыча сланцевой нефти может в течение следующих десятилетий произвести революцию на глобальных энергетических рынках и привести к существенному снижению цен на нефть, росту мирового ВВП, изменению геополитической ситуации и трансформация бизнес-моделей нефтегазовых компаний. Как говорится в отчете PwC, к 2035 году уровень добычи сланцевой нефти может составить до 12% от всего объема мировой добычи нефти, что эквивалентно 14 миллионам баррелей в день, в результате цены на нефть могут снизиться на 25-40% относительно базового прогноза МЭА. Выгоду от снижения цен на нефть в виде роста ВВП получат страны-импортеры нефти. Крупные экспортеры, такие как Россия и страны Ближнего Востока, напротив, могут понести существенные потери, если только не они не начнут крупномасштабное освоение своих собственных залежей сланцевой нефти, считает главный экономист PwC Джон Хоксуорт.

На главный вопрос "круглого стола" "Может ли Россия влиять на мировые цены на нефть?" большинство его участников, несмотря ни на что, всё же ответили положительно, однако с оговоркой, что это случится не очень скоро. Доктор экономических наук, генеральный директор "ИнфоТЭК-КОНСАЛТ" Тамара Канделаки считает, что влиять на мировые цены на нефть Россия может только на информационном пространстве. Других возможностей не существует, категорична она. Ещё более категоричен старший аналитик агентства RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, все рассуждения на эту тему не имеют практического значения, так как в России есть центр принятия решения, и все знают где. При этом эти решения не продиктованы никакой экономикой, они чисто политические. "Мы можем сколько угодно плодить стратегий. У нас были энергетические стратегии и до 2020-го года, и до 2030-го, сейчас пишут до 2050-года. Но посмотрите на эти документы, он имеют что-то общее с действительностью? Никто и не предполагал, что у нас будет засилье двух энергетических компаний, а все остальные окажутся в глубокой дыре", - резюмирует эксперт. 

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала