МОСКВА, 18 янв - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Объем рынка подержанных автомобилей по итогам 2015 года сократился в годовом выражении на 19,7% - до 4,897 миллиона единиц, сообщает аналитическое агентство "Автостат".
Для сравнения, новых машин продали в три раза меньше - всего 1,6 миллиона штук. По версии Ассоциации европейского бизнеса, падение составило 37,5% к 2014 году.
"Как и во время предыдущего кризиса, рынок автомобилей с пробегом более стабилен, чем рынок новых автомобилей из-за большего по числу машин парка. Многие из них продаются по нескольку раз, в то время как новый автомобиль можно продать лишь однажды. Поэтому количество сделок на этом рынке больше", - комментирует Сергей Удалов, исполнительный директор "Автостата".
Кроме того, в прошлом году существовали программы господдержки производителей, в частности, с использованием схемы trade-in. Многие продавали так свои "Лады" и покупали что-то другое. Поэтому получается, что на каждую новую машину приходится несколько старых.
При этом потенциальные покупатели все чаще выбирают вместо нового, автомобиль с пробегом. "У людей время от времени появляется потребность приобрести новый автомобиль – увеличивается семья, появляется дача, загородный дом и т.п., а новую машину сейчас купить по силам немногим, поскольку цены растут, а реальные доходы, напротив, снижаются", - пояснил старший аналитик "АТОН" Михаил Ганелин.
Лидером продаж среди подержанных машин, как и среди новых, стала продукция "АвтоВАЗа" - восемь моделей Lada (2114, 2107, 2110, 4х4, 2112, 2170, 2115, 2109), а также две иномарки - Ford Focus и Toyota Corolla. Однако по итогам декабря даже у лидеров рейтинга продажи упали, причем у большинства – более чем на 20%. По итогам 2015 года в целом ситуация на вторичном рынке несколько иная: рост показали две модели – Lada 2190 (на 20,8%) и Hyundai Solaris (на 4,8%)
Больше всего иномарок с пробегом традиционно продается под брендом Toyota. И по итогам года, и по итогам декабря у этой марки отрицательная динамика (27% и 23% соответственно). Далее следуют компании Nissan и Chevrolet, продажи которых по итогам года снизились более чем на 30%.
В перспективе эксперты ожидают увеличения доли иномарок в общем объеме рынка подержанных автомобилей. Сергей Удалов напомнил, что сейчас в больших объемах на вторичный рынок выходят иномарки, выпуск которых несколько лет назад был налажен в России. Поэтому некоторые модели сохраняют или даже увеличивают объемы продаж на падающем рынке (например, Hyundai Solaris, KIA Rio). "И эта тенденция сохранится – иномарки будут увеличивать долю, а объемы продаж старых отечественных моделей будут снижаться", - добавил он.
При этом речь, в большей степени, идет о бюджетных моделях, которые выпускают Renault, Hyundai, Kia, Ford и другие. Более дорогие автомобили на падающем рынке реализовать сложнее, либо нужно идти на серьезный ценовой дисконт, считают эксперты. Традиционно среди подержанных автомобилей популярны японские и немецкие модели, на них, как правило, найти покупателя легче. Интересно, что по данным "Автостата" рынок авто с пробегом западной части России в 3 раза больше, чем в восточной части. При этом если на западе страны рейтинг популярности моделей возглавляет Lada, то на востоке лидирует Toyota.
В целом эксперты отмечают, что за счет объемов рынок вторичных автомобилей более стабилен. Сейчас, как в кризис 2008-2009 года, сохраняется соотношение, при котором продажи новых автомобилей упали на 50%, тогда как подержанных – на 20%. В дальнейшем подержанные автомобили также будут показывать лучшую динамику, чем новые. "Все надеются, что ситуация с продажами в 2016 году не будет столь провальной, как годом ранее, но все будет зависеть от курсов валют", - рассуждает Михаил Ганелин. Если они стабилизируются, то продажи автомобилей во всех сегментах пойдут вверх, если текущая ситуация сохранится, дальнейший спад неминуем.