Глеб Никитин, первый заместитель министра промышленности и торговли России
МОСКВА, 18 апр – ПРАЙМ. Российская промышленность после февральского спада, обусловленного календарным эффектом, снова демонстрирует рост. Мы прогнозируем, что рост экономики, равно и промышленного производства, по итогам 2017 года составит порядка 2%.
На это есть три причины.
Во-первых, мы ожидаем восстановление спроса на наиболее просевших рынках, прежде всего, на товары инвестиционного назначения. Так что в 2017 году инвестиционная активность начнет "догонять" оправившиеся после кризиса компании, которые – по инерции – еще не включились в процесс наверстывающего инвестирования.
Во-вторых, ожидается постепенное восстановление потребительского спроса. Рост зарплат, хоть и не значительный, в реальном выражении продолжается вот уже около года. Так что есть вполне обоснованная надежда на оживление потребительского кредитования.
Наконец, в-третьих, предприятия окончательно приспособятся к новым паттернам поведения в текущих экономических условиях.
Все эти факторы не только положительно отразятся на росте экономики, но также повлияют на рост промышленности. Наиболее высокими темпами не менее 4% в год будут расти химическое производство в силу успешного импортозамещения. Высокие темпы роста ожидаются в текстильном производстве за счет внутреннего рынка. Уверенный рост ожидается в ряде секторов, которые отскочат от "низкой базы" в ответ на восстановление потребительского и инвестиционного спроса. В частности, это производство транспортных средств, стройматериалов, товаров длительного пользования.
ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР
Сейчас каждый четвертый смартфон с сапфировым стеклом, выпущенный в мире, содержит материал, произведенный на нашем ставропольском предприятии (компания "Монокристалл" – прим ред.). Рабочих мест, созданных с помощью Фонда развития промышленности за два года, хватит, чтобы трудоустроить всех футболистов премьер-лиги, первого и второго дивизионов, а это, между прочим, 140 составов. И это несмотря на все "санкции" и внешнеполитические "черные лебеди".
Однако наша экономика остается по-прежнему преимущественно сырьевой или выпускающей продукцию низких переделов. Поэтому инновационный вектор развития остается приоритетным. Но, приоритетный – не означает единственный.
Одна из "болезней" российских инноваций: мы много фантазируем, много изобретаем, но мало что доводим до массового промышленного производства. За перспективными идеями и новшествами должна стоять развитая промышленность, готовая обеспечить весь производственный цикл от исходных ресурсов до сложных готовых изделий. И вот здесь мы сталкиваемся с тем, что инновации и инновационная экономика – это не только венчурные проекты и стартапы в сфере высоких технологий. Это выведение всей промышленности, включая низкие переделы, на современный уровень. При этом необходимо учитывать возможные альтернативы приобретения продукции за рубежом на каждом шаге и производственном этапе. Мы ориентируемся на то, что внедрение инноваций должно носить массовый характер и поэтому сосредотачиваемся на поддержке уже близких к массовому производству проектов. В частности, через возмещения компаниям части затрат на НИОКР и поддержку проектов в рамках упомянутого ФРП.
Вместе с тем, говоря об обеспечении благоприятного инвестклимата, акценте на экспорт, новой технологической политики в рамках "индустрии 4.0" (четвертой промышленной революции, которая предусматривает массовое внедрение киберфизических систем в производство, в том числе роботов – прим ред.), повышения качества логистики и "качества государства" в масштабе всей экономики в целом, важно не забывать о решении социальных вопросов промышленной политики и проблемах моногородов.
В целом промышленная политика в 2017 году будет по-прежнему ориентирована на импортозамещение, которое все отчетливее приобретает экспортоориентированные черты. Экспортно-индустриальный вектор как ключевое направление российской промышленности действует с 2014 года. Но уже с 2017 года Минпромторг, а в дальнейшем все субъекты промышленной политики перейдут на принципы проектного управления, что повысит эффективность работы для приоритетных отраслей. Работа по соединение векторов импортозамещения и проектной деятельности продолжится до мая 2020 года включительно.
Мы понимаем, что изменение структуры промышленности невозможно без изменения ее системы управления. Поэтому, возрастет роль прорывных проектов, которые будут осуществляться на стыке векторов промышленного развития. Модернизация – по сути кросс-функциональная большая задача, которая решается не работой отдельных институтов развития, не отдельными налоговыми льготами или оторванным от жизни внедрением принципов проектного управления в отдельных ведомствах. Для реализации промышленной политики важна именно комплексная составляющая, чтобы институты развития соответствовали новой системе управления и поддерживали проекты, направленные на выпуск высокотехнологической продукции. В качестве универсального института развития можно привести пример Фонда развития промышленности (ФРП), без которого уже невозможно себе представить отечественную промышленность.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.