МОСКВА, 1 июл /ПРАЙМ/. Пиво в ПЭТ-таре объемом более 1,5 литра не продается в магазинах уже несколько месяцев - его производство прекратилось с 1 января, поэтому вступление в силу запрета на розничную продажу такой продукции станет символическим, сообщили РИА Новости российские производители пива.
По закону о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции, в России с 1 января 2017 года запрещено производство и оборот (кроме розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (ПЭТ-таре) объемом более 1,5 литра. Розничная продажа пива в ПЭТ-упаковках более 1,5 литра запрещается с 1 июля текущего года.
В Союзе российских пивоваров (СРП) отметили, что в период между 1 января и 1 июля не была предусмотрена возможность оптового оборота продукции.
"Большинство участников рынка прекратили как производство, так и отгрузки продукции с 1 января 2017 года. В связи с этим, с учетом ограниченного срока годности продукции в ПЭТ-таре, в рознице не осталось продукции объемом более 1,5 литра", - сказали РИА Новости в союзе.
МАКСИМУМ - "ПОЛТОРАШКИ"
Ведущие производители пива в России подтвердили прекращение продаж пива в больших пластиковых бутылках. Вице-президент "Балтики" (входит в группу Carlsberg) по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям региона Восточная Европа Алексей Кедрин сообщил, что компания с 1 января не отгружает пиво в ПЭТ-таре объемом более 1,5 литра.
"Мы остановили производство продукции в ПЭТ-таре объемом более 1,5 литра в течение второй половины 2016 года, то есть ограничение сказалось на нас в четвертом квартале прошлого года", - отметил он. Максимальный объем ПЭТ-бутылок, которые использует "Балтика" для пива - как раз 1,5 литра.
При этом собеседник РИА Новости признал, что ограничение производства большой ПЭТ влияет на рынок. "Падение пивоваренного рынка на 4% в первом квартале 2017 года соответствует ожиданиям: это комплексный эффект продолжающегося снижения реальных доходов населения и влияния ограничения ПЭТ до 1,5 литров. Однако в полной мере эффект ограничения еще не был виден, поскольку продукция в упаковке большого объема в магазинах еще продавалась", - отметил Кедрин.
Отгрузки пива в ПЭТ-таре свыше 1,5 литра прекратила с начала года и компания "САН ИнБев" (пиво Bud, "Клинское", "Сибирская Корона"). "На данный момент максимальный объем ПЭТ-тары, которая используется на производстве компании, составляет 1,5 литра. Остатки продукции в таре большего объема на складах отсутствуют", - рассказал директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании "САН ИнБев" Ораз Дурдыев.
Heineken закончил продажи большой ПЭТ примерно в марте. "Продукт слишком долго на полке не стоит, особенно если он достаточно популярный, и ту продукцию, которая была произведена до начала 2017 года, мы продали в течение трех месяцев. Запасов у нас тоже уже не осталось", - объясняет директор по корпоративным отношениям российского Heineken Кирилл Болматов.
При этом, по его словам, потребители достаточно спокойно восприняли эти изменения. "Они нормально переключились на пиво в упаковке меньшего объема. Самые страшные наши опасения не подтвердились, хотя некоторые бренды и потеряли в своих объемах", - сказал он. Максимальный объем продукции у Heineken – 1,4 литра.
В КАЖДОМ ПРАВИЛЕ ЕСТЬ ИСКЛЮЧЕНИЯ
Однако история с большими пластиковыми пивными бутылками не окончилась принятием запретов в прошлом году. В начале июня депутат-единоросс Ильдар Гильмутдинов внес в Госдуму законопроект, который разрешает производство и оборот пива в пластиковых бутылках объемом более 1,5 литра, если эта продукция предназначается для экспорта.
"Союз российских пивоваров поддерживает данный законопроект, поскольку запрет на производство и оборот алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 литра не учитывает важное направление пивоваренной индустрии – развитие производства пивоваренной продукции в ПЭТ-упаковке, предназначенной на экспорт в страны, где нет ограничений на размер пластиковой тары", - сказали в СРП.
По данным союза, сейчас пиво в ПЭТ объемом более 1,5 литра поставляется в Китай, Монголию и Киргизию, где пользуется, например, спросом упаковка 2,3 литра. По оценкам СРП, общий объем экспорта пива из РФ в ПЭТ-таре свыше 1,5 литра в среднем составляет 7,5-8 миллионов декалитров в год. В 2016 году доля экспорта пива в ПЭТ в среднем составила около 25%, при этом 10% - это ПЭТ более 1,5 литра.
"Однако для ряда предприятий в силу отдаленного расположения от производств разных видов упаковки доля производства и экспорта пива в ПЭТ достигает 80%. В частности, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке полностью отсутствует производство стеклянных бутылок и алюминиевых банок", - отмечают в союзе. При этом одним из наиболее значимых экспортных рынков является Китая.
"По оценке, в 2016 году объем российского экспорта пива в ПЭТ объемом более 1,5 литра в ценовом выражении может превысить 10 миллионов долларов. В 2017 году, в случае законодательной отмены ограничения размера ПЭТ упаковки для экспортных поставок, эта цифра вырастет не менее чем до 15 миллионов долларов и в дальнейшем будет расти", - ожидает Союз пивоваров.
ВОСТОК ЛЮБИТ БОЛЬШИЕ ОБЪЕМЫ
Такую позицию разделяют крупнейшие производители. "Мы видим целесообразным поддержать инициативу по снятию ограничений по поставкам продукции на экспортный рынок в объеме сверх 1,5 литра. Это позволит поддержать экспортный потенциал российских производителей и увеличить загрузку производственных мощностей ряда предприятий", - говорит Дурдыев из "САН ИнБев".
"Это поможет развивать несырьевой экспорт в страны ближнего зарубежья, где продукция в ПЭТ-таре занимает существенную долю на рынке, а также Китай, Монголию и некоторые страны дальнего зарубежья", - согласен вице-президент "Балтики" Кедрин.
В свою очередь, Болматов из Heineken обращает внимание на возможность повысить загрузку мощностей предприятий на востоке страны.
При этом он сомневается, что пиво, номинально произведенное в большой таре на экспорт, попадет в российские магазины. "Вся наша продукция фиксируется в ЕГАИС, поэтому мы не видим возможности того, что пиво, произведенное для экспорта, пойдет внутрь страны", - говорит Болматов.
"Сейчас механизмы, такие как запрет на розничную продажу алкогольной продукции в ПЭТ-таре объемом более 1,5 литра c 1 июля; учет пивоваренной продукции в системе ЕГАИС, таможенные и налоговые процедуры; а также специальные знаки маркировки, требуемые законодательством страны экспорта; этикетка, как правило, содержащая информацию на иностранном языке, исключают попадание пивоваренной продукции объемом свыше 1,5 литров на российский рынок", - согласен с ним представитель "Балтики".