МОСКВА, 10 мар — ПРАЙМ. Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал принятие в первом чтении и в целом законопроекта, уточняющего особенности исполнения бюджетов всех уровней в 2022 году, в том числе снимающего ограничение на использование дополнительных нефтегазовых доходов.
Документ, внесенный главой бюджетного комитета Андреем Макаровым и сенатором Николаем Журавлевым, разработан в целях обеспечения возможности реализации срочных и первоочередных мер бюджетной политики для своевременной поддержки граждан и экономики "в текущих условиях". Предполагается, что в случае принятия закон вступит в силу со дня его официального опубликования
Законопроект также приостанавливает на 2022 год нормы Бюджетного кодекса, устанавливающие обязанность вносить изменения в бюджеты бюджетной системы РФ для предоставления гарантий сверх параметров, установленных в федеральном, региональном или местном бюджете. При этом правительство РФ, как и в 2020-2021 годах, сможет предоставлять госгарантии РФ на условиях, отличных от установленных законом о федеральном бюджете. Это должно позволить осуществлять меры поддержки российских предприятий, направленной на сохранение рабочих мест и выплату зарплаты.
Законопроект упрощает процедуру использования дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета на финансовое обеспечение приоритетных мероприятий в целях поддержки субъектов федерации и экономики. На такие случаи не будут распространяться положения Бюджетного кодекса, обязывающие утверждать в законе о федеральном бюджете бюджетные ассигнования на субсидии юрлицам, бюджетные инвестиции и межбюджетные трансферты. Тем самым "снимается ограничение на направление нефтяных доходов на расходы бюджета", пояснил на заседании комитета Макаров.
Кроме того, предлагается обеспечить в 2022 году предварительное рассмотрение предложений о внесении изменений в финансирование полномочий в сфере обязательного медицинского страхования комиссией Федерального собрания РФ по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде. Это должно позволить повысить эффективность таких расходов, а также корректировать или дополнять меры, направленные на развитие здравоохранения и противодействие ковиду.
НДФЛ
Комитет также поддержал принятие в первом чтении законопроекта, который отменяет уплату НДФЛ с процентных доходов, полученным по вкладам в банках в 2021-2022 годах.
С 2021 года в России был введен налог в размере 13% на процентные доходы по вкладам свыше 1 миллиона рублей в банках, находящихся на территории РФ. При этом налоговая база по НДФЛ определяется как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных в течение года по всем вкладам, над суммой процентов, рассчитанной как произведение 1 миллиона и ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на начало года.
Законопроект, внесенный правительством РФ, освобождает граждан от уплаты НДФЛ с процентных доходов по вкладам в банках за 2021 и 2022 годы, которые подлежали бы уплате в 2022 и 2023 годах соответственно. Одновременно вносятся изменения в правила налогообложения процентных доходов по вкладам в банках, которые распространятся на будущие налоговые периоды после 2022 года.
Согласно документу, при расчете НДФЛ процентный доход по вкладам будет уменьшаться на сумму процентов, определенную как произведение 1 миллиона рублей и максимального значения ключевой ставки ЦБ из действовавших в течение года. Это позволит учесть при расчете налога на процентный доход увеличение ключевой ставки ЦБ в течение года и тем самым снизить размер налога, пояснял в среду Минфин РФ.
Кроме того, законопроект освобождает от уплаты НДФЛ материальную выгоду от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами в 2022-2023 годах. Это позволит избежать дополнительной налоговой нагрузки на работников организаций в связи с существенным повышением ключевой ставки Банка России, отмечал Минфин.
ПЕРЕВОД БИЗНЕСА
Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал принятие в первом чтении законопроекта, предусматривающего налоговые стимулы для повышения привлекательности специальных административных районов (САР) России.
Документ, инициированный правительством РФ, вносит изменения в Налоговый кодекс, которые смягчают критерии для организаций, желающих получить статус международной холдинговой копании (МХК), необходимый для получения резидентства в САР, а следовательно, и льгот в них. При этом налоговые условия для МХК улучшаются.
Статус МХК смогут приобретать организации, созданные до 1 марта 2022, а не до 1 января 2018 года как сейчас. При этом смягчается требование к неизменности состава контролирующих лиц таких организаций, разрешая изменения в его составе в пределах 25%. Это позволит расширить круг лиц, которые могут приобрести статус МХК.
Одновременно до 2036 года для МХК устанавливается пониженная ставка налога на прибыль по доходам в виде дивидендов, процентов и роялти: 5% по полученным и 10% по выплаченным МХК доходам. Но это будет возможно лишь при соблюдении ряда условий. Например, минимальный объем инвестиций компании в строительство социальной, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры в САР должен составлять 300 миллионов рублей, а доля ее доходов от пассивной деятельности превышать 90%.
Кроме того, доля расходов, понесенных МХК на территории РФ, должна превышать 70% от общей суммы понесенных ею расходов, площадь ее офиса в САР быть не менее 50 квадратных метров, а в штат входить не менее 15 местных сотрудников. При этом принятие управленческих решений должно осуществляется в России, а хотя бы одно контролирующее компанию лицо являться налоговым резидентом РФ. При наличии у МХК обособленных подразделений в РФ они должны располагаться в пределах САР.
Законопроект также исключает из налоговой базы по налогу на прибыль доходы и расходы МХК от участия в реализации проектов по геологическому изучению, разведке, добыче полезных ископаемых и иных предусмотренных данными проектами операций. Одновременно предусматривается стабилизационная оговорка, позволяющая сохранить налоговые условия по налогам на прибыль и имущество, транспортному налогу, которые действовали на момент получения статуса МХК.
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
Комитет поддержал правительственный законопроект, вводящий налоговые льготы в целях поддержки компаний индустрии информационных технологий, а также туризма.
Так, для организаций ИТ-отрасли на 2022-2024 годы устанавливается нулевая ставка налога на прибыль, а начиная с 2022 года цена легковых автомобилей, подпадающих под повышенный транспортный налог ("налог на роскошь"), повышается с 3 миллионов до 10 миллионов рублей.
В целях же поддержки туриндустрии и гостиничного бизнеса сроком на пять лет устанавливается нулевой НДС на гостиничные услуги и на услуги предоставления в аренду и пользование объектов туристской индустрии, введенных в эксплуатацию после 1 января.
Организациям предоставляется также право перейти в течение 2022 года на уплату ежемесячных авансов по налогу на прибыль исходя из фактической прибыли. Также для налога на прибыль вносятся и изменения, направленные на расширение "безопасного" интервала для учета в расходах процентов по долговым обязательствам, поясняет кабмин.
Также временно фиксируется курс иностранной валюты для расчета "тонкой капитализации". В 2022-2024 годах курсовую разницу, начисленную по требованиям (обязательствам), выраженным в иностранной валюте, предлагается учитывать при расчете налоговой базы по мере погашения задолженности с целью исключения влияния на обязательства по налогу на прибыль расчетных величин, зависящих от изменения курса рубля.
АЛКОГОЛЬ
Комитет поддержал принятие в первом чтении законопроекта, позволяющего правительству РФ расширить эксперимент по обязательной маркировке специальными марками импортного алкоголя на территории России.
С июня в Калининградской области проводится двухлетний эксперимент по маркировке специальными марками ввозимой в Россию алкогольной продукции, помещенной под процедуру таможенного склада. В период его проведения федеральные специальные марки в течение девяти месяцев со дня их получения заявителем должны быть нанесены на алкоголь, ввезенный в РФ и помещенный на такой склад.
Законопроект, внесенный кабмином, наделяет его правом определять и другие территории, на которых может проводиться такой эксперимент. Кроме того, срок эксперимента продлевается на год – до конца мая 2024 года, а срок нанесения федеральных специальных марок и ввоза в РФ маркированной алкогольной продукции увеличивается вдвое — до 18 месяцев.
Кроме того, до конца 2023 года приостанавливается требование об отсутствии у заявителя задолженности по налоговым, таможенным и другим обязательным платежам для выдачи федеральных специальных марок. Одновременно упрощается регулирование импорта товаров на территорию РФ и таможенную территорию Евразийского экономического союза.
В частности, на шесть лет предоставляется возможность ввоза многокомпонентного товара в рамках нескольких сделок. А для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), осуществляющих свою деятельность менее года, исключается необходимость предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов. Участники ВЭД, внесшие залог при выпуске товаров, освобождаются от уплаты пени при доначислении таможенным органом платежей по результатам экспертизы. Одновременно сокращается процедура выдачи таможней классификационных решений.
Помимо этого, кабмин наделяется полномочиями определять случаи и условия предоставления отсрочек или рассрочек по уплате таможенных платежей, а также случаев, когда декларантом помещаемых под таможенную процедуру свободного склада товаров может выступать не владелец склада. Кабмин также сможет определять инвестпроекты, в отношении которых может применяться выпуск до подачи декларации на товары, а также приоритетные виды деятельности для реализации инвестпроектов, по которым предоставляется тарифная льгота на ввоз оборудования и запчастей.