Рейтинг@Mail.ru
Пенсионные накопления вступают в инфраструктурную игру - 02.09.2015, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%АналитикаЭкономика

Пенсионные накопления вступают в инфраструктурную игру

Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 26 авг - ПРАЙМ, Наталья Копылова. Пенсионные накопления, вопрос о "разморозке" которых благополучно решился в начале 2015 года, начинают занимать все более значимое положение в российской экономике. Особенно это стало актуально в условиях экономического кризиса в стране и закрытых внешних рынков для отечественных компаний. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) получили в общей сложности около 550 миллиардов рублей накоплений, большая часть которых уже инвестирована в различные активы.

По данным Банка России, наибольшую долю в портфелях НПФ занимают корпоративные облигации (38,2%). За июнь-июль 2015 года фонды увеличили долю инвестиций в корпоративные облигации на 7,4 процентного пункта (п.п.) - до 655 миллиардов рублей. Второе место занимают банковские депозиты (35,4%, 606,7 миллиарда рублей). Доля вложений в акции выросла за два месяца на 2,2 процентного пункта, составив 172,6 миллиарда рублей. Доля вложений в государственные ценные бумаги Российской Федерации увеличилась на 1 процентный пункт и составляет 82,9 миллиарда рублей.

Пенсионные деньги становятся одним из основных источников ликвидности для развития бизнеса компаний, а также наряду с государственными вливаниями "длинными" деньгами для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов по всей стране.

По сведениям ЦБ, портфель НПФ в два летних месяца увеличивался за счет приобретения долгосрочных ценных бумаг таких эмитентов, как: ФГК "РусГидро", "Атомный энергопромышленный комплекс", "Россети", ОВК, АК "Транснефть", "Магнит", "Ростелеком", "Магистраль двух столиц", АНК "Башнефть", НЛМК и другие.

Минфина РФ указывает, что во втором квартале 2015 года совокупный объем средств пенсионных накоплений, находящихся под управлением НПФ, инвестированных в ценные бумаги компаний реального сектора экономики, составил 128,8 миллиарда рублей. Из них в ценные бумаги компаний, реализующих инфраструктурные проекты, было вложено 112,9 миллиарда рублей.

Облигации vs концессия

В настоящее время НПФ и управляющие компании инвестируют средства пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты двумя способами. Первый – наиболее распространенный - прямая покупка долгосрочных облигаций компаний на Московской бирже. Привлеченные средства эмитенты направляют на строительство собственных или совместных инфраструктурных объектов.

Второй способ – пока более сложный для российского рынка - инвестирование в инфраструктурные проекты на принципах концессионного соглашения. Механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) в форме концессионного соглашения предполагает привлечение частных инвестиций и замещение ими части бюджетного финансирования для строительства инфраструктурного объекта.

В соответствии с методическими указаниями, разработанными правительством РФ, каждый из проектов, претендующих на финансирование за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) или пенсионных накоплений, оценивается, а затем, в случае одобрения, утверждается. После этого потенциальные инвесторы анализируют проекты с точки зрения целесообразности инвестирования.

По данным Минфина РФ, в настоящее время в список одобренных входит 11 инфраструктурных проектов. В стадии оценки - более 40 проектов, более 10 из которых отвечают всем необходимым требованиям и могут рассматриваться для финансирования за счет средств пенсионных накоплений.

Проектов, в которые уже вложены пенсионные накопления, пока немного: Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), "Магистраль двух столиц", "Водоканал-Финанс", "Главная дорога" и СЗКК (Северо-Западная концессионная компания) и ряд других.

Крупные проекты на рынке:

ЦКАД

Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) – крупный инфраструктурный проект в Московской области, который реализуется на принципах государственно-частного партнерства.  

ЦКАД спроектирована в соответствии федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 года. ЦКАД станет ключевым элементом транспортной системы московского региона, до 2018 года будет построено четыре пусковых комплекса дороги общей протяженностью 344 км, замыкающихся в кольцо, которое пройдет в 30 км от Москвы.

Цена строительства всего объекта, по предварительным оценкам, составит около 300 миллиардов рублей, 150 миллиардов из которых — средства Фонда национального благосостояния (ФНБ).  В финансировании строительства объекта участвуют российские и иностранные частные инвесторы.

"Магистраль двух столиц"

ООО "Магистраль двух столиц" создано в июле 2013 года c целью реализации проекта строительства и эксплуатации на основе государственно-частного партнёрства участков 7-8 платной скоростной автомагистрали М11 "Москва - Санкт-Петербург".

Общий бюджет проекта составляет более 80 миллиарда рублей. Из них 57,6 миллиарда рублей составит капитальный грант государства, а оставшуюся часть средств компания привлекает самостоятельно.

Участок скоростной дороги протяженностью 138,8 км будет построен за три года (2015 – 2017) и пройдет по территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей.

В июле 2015 года НПФ "Будущее", НПФ "Стальфонд", НПФ "ЛУКОЙЛ Гарант" и "НПФ Электроэнергетики" инвестировали пенсионные средства в размере 5,5 миллиардов рублей в облигации компании. При этом НПФ "Будущее" и НПФ "Стальфонд" выступили якорными инвесторами в сделке.

Облигации класса ДС-2-об выпущены сроком на 15 лет, доходность в первые три года определена на уровне 13,25% годовых. Далее доходность будет определяться по формуле: индекс потребительских цен + 2,5%. Выпуск облигаций обеспечен залогом денежных требований по концессионному соглашению о финансировании строительства и эксплуатации дороги.

"Главная дорога"

Росавтодор и консорциум ОАО "Главная дорога", сформированный ЗАО "Лидер", в 2009 году подписали концессионное соглашение о строительстве и эксплуатации на платной основе "Нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва-Минск". Протяженность дороги – 18,5 км, 4-8 полос для движения, 14 мостов и путепроводов.

Строительство объекта началось в октябре 2010 года. С февраля 2015 года дорога работает в платном режиме в полном объёме. Срок действия концессионного соглашения - до декабря 2042 года.

Общая стоимость строительства составляет 25 миллиарда рублей, из которых 11 миллиардов рублей - средства Инвестиционного фонда РФ. Из средств НПФ привлечено 16,8 миллиарда рублей.

Компания в 2010 и 2012 годах разместила три выпуска облигаций с погашением в 2028 и 2029 годах общим объемом более 17,5 миллиардов рублей.

СЗКК

ООО "Северо-Западная концессионная компания" – специализированная компания, реализующая проект строительства и эксплуатации головного участка скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15-58 км. 

Компания образована в сентябре 2007 года на паритетных началах французской группой VINCI и российскими бенефициарами, акционерами транспортно-инфраструктурной группы "Н-Транс".

При общей стоимости проекта более 60 миллиардов рублей государственное финансирование составляет 22,85 миллиарда руб. Остальная часть - частное коммерческое финансирование, в том числе собственные средства ООО "СЗКК" - более 8 миллиардов рублей и кредиты компании, а также выпуск облигаций по проекту.

СЗКК в 2011 году выпустила два выпуска 20-летних облигаций в объеме 10 миллиардов рублей. В планах у компании также два выпуска общим объемом 10 миллиардов рублей.

Накопления под госконтролем

Финансовый блок Правительства РФ и Банк России продолжают меры по реформированию пенсионного рынка и оптимизации работы негосударственных пенсионных фондов. ЦБ пристально следит за тем, в какие активы инвестируются средства НПФ и в случае подозрительных операций принимает соответствующие меры, вплоть до отзыва лицензии.

По данным Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), в настоящее время 61 фонд прошел реорганизацию,  29 из них прошли все проверки Банка России и вступили в систему гарантирования, 15 НПФ - находятся в процессе акционирования. 

По расчетам ассоциации, по итогам 2015 года в фондах, вступивших в систему гарантирования, будет сосредоточено около 95% застрахованных лиц с 99,6% пенсионных накоплений. Президент НАПФ Константин Угрюмов подчеркивает, что "процесс акционирования и прохождение фондами проверок Центробанка по вступлению в систему гарантирования идут в рабочем режиме". По его мнению, регулятор до конца 2015 года вынесет положительные решения по НПФ, которые акционировались и подали заявки на вступление в систему гарантирования.

Как сообщили агентству "Прайм" в Минфине, ведомство совместно с ЦБ разрабатывает предложения, направленные на повышение заинтересованности негосударственных пенсионных фондов в размещении  пенсионных накоплений в ценные бумаги, выпуск которых связан с реализацией долгосрочных инвестиционных проектов. При таких инвестициях власти предлагают "при расчете результата инвестирования средств пенсионных накоплений для целей разнесения по счетам застрахованных лиц учитывать ценные бумаги в качестве удерживаемых до погашения без их ежедневной переоценки".

Кроме этого, НПФ ведут активную работу по поиску инструментов для эффективного вложения пенсионных средств. В частности, Минэкономразвития при участии Банка России проводит встречи с представителями компаний реального сектора экономики и негосударственных пенсионных фондов для обеспечения инвестирования средств пенсионных накоплений на приемлемых условиях в инфраструктурные проекты и реальный сектор экономики. Одна из таких встреч состоялась в начале июля. Детали заседаний их участники не раскрывают, но, судя по начавшейся активности вокруг инфраструктурных проектов, стороны заинтересованы в развитии взаимовыгодного сотрудничества.

Качество и доходность

Комментируя перспективы данного вида вложений, в Банке России отметили, что регулятор положительно оценивает инвестиции негосударственных пенсионных фондов в инфраструктурные проекты при условии, что это "качественный актив, который дает хорошую доходность".

"При наличии данных факторов это может являться эффективным инструментом для внутреннего инвестора с длинными деньгами, которым являются пенсионные фонды. Тем самым достигается двойной (синергетический) эффект – инвестирование средств в российскую экономику и прирост пенсионных денег на счетах будущих пенсионеров (застрахованных лиц)", - отметил регулятор.

При этом Банк России считает нецелесообразным устанавливать минимальную долю ценных бумаг, выпущенных в целях финансирования долгосрочных инвестиционных проектов, в инвестиционном портфеле НПФ. С такой инициативой не так давно выступил Минфин РФ.

"В настоящее время сегмент российского рынка ценных бумаг, позволяющий осуществлять финансирование долгосрочных инвестиционных (инфраструктурных) проектов, находится в стадии становления. В данных условиях требование о поддержании минимальной доли приведет к искажению рыночных механизмов, ограниченное количество выпусков указанных ценных бумаг будет приобретаться НПФ по завышенным ценам при отсутствии конкуренции заемщиков за финансовый ресурс, что будет способствовать неэффективному размещению средств пенсионных накоплений", - высказал свое опасение Центробанк.

Впрочем, желая стимулировать развитие данного вида инвестирования пенсионных денег, ЦБ  рассматривает возможность разрешить вкладывать средства НПФ в облигации на основании простого вхождения в высший котировальный список, "если облигации выпущены  эмитентом в рамках  концессионного соглашения и при этом концедентом является Российская Федерация, либо субъект РФ, либо муниципальное образование с численностью населения более 1 миллиона человек".

Ключевым условием привлечения средств пенсионных накоплений, по мнению Минфина, является обеспечение доходности по конкретному инвестиционному проекту на уровне не ниже инфляции "+1", а также наличие рейтинга долгосрочной кредитоспособности, присвоенного эмитенту облигаций, на уровне суверенного рейтинга РФ. Как правило, таким эмитентом являются крупные инфраструктурные компании.

Рынок готов к новым проектам

Появившиеся первые облигации, попадающие под характеристики инфраструктурных, появились на российском рынке в 2010 году. Эмитентами-первопроходцами были ФСК, РЖД и СЗКК. Инвестиционное сообщество положительно оценило первые выпуски и с интересом ждет выпуска новых проектов и облигаций. По их мнению, инфраструктурные бумаги привлекательны и отвечают целям инвестиционных стратегий большинства фондов.

Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК "РЕГИОН" отметил, что бонды, в которые инвестируются пенсионные накопления, сконструированы таким образом, что гарантированно обеспечивают доходность выше инфляции.

"Для инвесторов это вполне понятный и интересный финансовый инструмент. Естественно, что в новых экономических условиях у эмитентов возникли сложности, связанные с ростом стоимости строительства (например, резко выросла стоимость металла) и увеличивающейся стоимостью обслуживания долга. Для концессионных компаний дополнительным риском является потенциальная нехватка доходов, связанная с ограниченной возможностью по корректировке платы за пользование инфраструктурой. Возросшие риски отчасти компенсируются наличием прямой или подразумеваемой государственной гарантии. Наиболее интересными, на мой взгляд, являются проекты строительства платных автомобильных дорог, по электроэнергетике из-за низких темпов роста тарифов рентабельность будет заметно ниже", - считает он.

Управляющий директор "Сбербанка Управление Активами" Евгений Коровин согласен с коллегой, отмечая, что в зависимости от инвестиционной стратегии каждой конкретной управляющей компании, доля таких бумаг в портфеле может занимать от 10 до 30%.

"Это корпоративные облигации нефинансового сектора с длинным сроком обращения, с небольшой  ликвидностью. Такие бумаги инвесторы покупают и обычно держат до погашения. Выпуски структурированы таким образом, чтобы минимизировать какие-либо риски для инвестора", - сказал он.

Для НПФ целью инвестирования является получение дохода, превышающего  уровень инфляции, а инфраструктурные облигации такую возможность предоставляют. "Мы получаем  "длинную" бумагу с премией к инфляции без больших кредитных рисков. Это интересно, мы участвовали в таких размещениях и держим такие бумаги в портфеле", - заявил Коровин.

Сложный бенчмарк от Минфина

Впрочем, компаниям будет сложно выпускать инфраструктурные облигации после восьмилетних ОФЗ Минфина, номинал которых привязан к инфляции, считают эксперты.

Финансовое ведомство в июле разместило ОФЗ с привязкой к инфляции (ОФЗ-ИН) на 75 миллиардов рублей с фиксированной ставкой купонного дохода 2,5% по цене 91% от номинальной доходности (реальная доходность 3,84% годовых).

"Мы получили своего рода бенчмарк на рынке, который дает премию над инфляцией более 3%. Поэтому любая бумага, которая размещается с привязкой к инфляции, будет сравниваться с этим облигациями.  Очевидно, что большого смысла покупать что-то с инфляцией ниже, чем дают ОФЗ, нет. То есть это некий нижний порог по доходности, который будут требовать рыночные инвесторы, что  создает некоторую проблему для эмитентов, так как это довольно большая премия. Не все компании готовы платить ее, особенно на длинном сроке", - отметил Евгений Коровин.

Как правило, рост инфляции происходит при ослаблении рубля, ухудшении макроэкономических показателей, а следовательно, и бизнеса компаний-эмитентов. "В такие моменты платежи по бумагам с привязкой по инфляции возрастают и это хорошо для инвестора, но для эмитента это плохо. Сейчас некоторым эмитентам приходится платить доход  по купону в размере  17,8%, что мягко говоря, неприятно", - добавил он.

Потенциальные риски

Самый большой риск инфраструктурных проектов, под которые привлекаются пенсионные деньги, в том, что они могут быть невостребованными, полагают эксперты.

"Может оказаться так, что реализованный проект будет никому не нужен, и не будет давать обещанную прибыль: например, по построенной дороге никто не будет ездить, а в возведенную больницу никто не будет ходить платно лечиться", - рассуждает Коровин.

Руководитель дирекции анализа долговых рынков ИК "Уралсиб Кэпитал" Дмитрий Дудкин отмечает, что риском для инвестиций по схеме "инфляция + премияможет стать непомерно растущий объем обязательств. "Это может создать риски для платежеспособности соответствующих эмитентов, поскольку я не уверен, что у них есть достаточный объем проектов, обеспечивающих такую норму прибыли. Как мы знаем, большинство этих компаний - государственные с присущей им неэффективностью", - считает он.

Вайсберг из ИК "РЕГИОН" предположил, что из-за сокращения бюджетных доходов и роста стоимости фондирования новых инфраструктурных проектов в ближайшие годы, скорее всего, не появится. "Продолжаться будут только уже начатые стройки, поэтому совокупный экономический эффект будет не большим", - отметил он. 

Во что инвестируют фонды

Николай Сидоров, генеральный директор НПФ "Будущее":

"На сегодняшний день в портфеле фонда есть ряд бумаг компаний, занимающихся дорожным строительством, а также развитием инфраструктуры обеспечения жизнедеятельности крупных городов и модернизации коммунального комплекса – это "Магистраль двух столиц", ООО "Водоканал-Финанс", ОАО "Главная дорога" и СЗКК.

Крупнейший для нас в настоящий момент – "Магистраль двух столиц", в котором мы выступаем в качестве якорного инвестора. Средства, привлеченные в ходе размещения облигаций, в размере 5,5 миллиарда рублей направлены на финансирование строительства участка платной скоростной дороги М11 "Москва – Санкт-Петербург". Долгосрочные инвестиции на 15 лет дадут нашим клиентам в каждые из первых трёх лет доходность на уровне 13,25%, а далее купоны со ставкой ИПЦ (индекс потребительских цен) + 2,5% будут выплачиваться  ежеквартально.

Таким образом, фиксированная премия к уровню потребительских цен позволяет защищать тело инвестиций от волатильности рынка в долгосрочной перспективе, а квартальная выплата купона – поддерживать уровень ликвидности для осуществления текущих выплат и обязательств фонда.

Кроме того, облигации проекта обеспечены залогом денежных требований по концессионному соглашению о финансировании строительства и эксплуатации дороги. Для нас это гарантия надежности.

Если мы хотим, чтобы пенсионные средства действительно работали, как длинные деньги в экономике страны, инфраструктурных проектов такого качества, как "Магистраль двух столиц" - надёжных, прозрачных, доходных – должно быть больше! Мы рады, что стали одним из его ключевых инвесторов, так как, к сожалению, пока такого уровня инвестиционных предложений в области инфраструктуры немного  - по сути он является первым настоящим эмитентом инфраструктурных облигаций.

Надеемся, что этот проект станет своего рода бенчмарком и будет способствовать формированию и расширению этого рынка. Со своей стороны, мы готовы рассматривать все возможности инвестиций в инфраструктурные бумаги в объемах, разрешенных инвестиционной декларацией.

Елена Тетюнина, заместитель генерального директора АО "НПФ Сбербанка":

"В этом году наш фонд уже инвестировал более 60 миллиардов рублей в облигации компаний реального сектора экономики, в том числе в облигации таких компаний как РЖД, "Транснефть""Россети" и другие. Мы ожидаем, что доходность вложений в данные облигации превысит инфляцию в 2015-2020 годах.

Цель инвестиционной политики фонда - обеспечение сохранности средств и их защита от инфляции на долгосрочном интервале. Поэтому деньги инвестируются только в те облигации, которые отвечают требованиям фонда по кредитному качеству (надежности) и ожидаемая доходность которых обеспечивает защиту от инфляции на долгосрочном интервале. Этот подход общий и для инфраструктурных облигаций, и для всех остальных облигаций".

Андрей Кокин, генеральный директор ОАО "НПФ Газфонд пенсионные накопления":

"Наш фонд инвестировал в ряд проектов. Могу назвать, в первую очередь, платную автомобильную дорогу в объезд Одинцово, физкультурно-оздоровительные комплексы в Поволжье, ледовый дворец в Ульяновске и комплексы переработки отходов. Все проекты долгосрочные, срок инвестирования от 10 до 50 лет. Особенность всех этих концессий в том, что по каждой из них есть гарантии либо федерального правительства, либо субъекта федерации, а доходность облигаций привязана к показателю инфляции и всегда выше него.

Наши клиенты получают гарантированную прибавку к своим пенсионным накоплениям, а жители региона, где реализуется проект, получают повышение качества жизни. Поэтому инвестиции в инфраструктуру дают двойную выгоду! Наши проекты помогли ликвидировать стихийные свалки и улучшить экологическую ситуацию в одном регионе, в другом - молодёжь теперь имеет возможность заниматься споротом и ходить в бассейн, вместо того, чтобы пропадать в подъездах, в третьем - людям больше не нужно стоять в бесконечной пробке."

Какие проекты НПФ нужны?

Позиция индустрии негосударственных пенсионных фондов совпадает с желаниями финансового блока правительства РФ. Индустрия заинтересована в крупных, качественных инфраструктурных проектах, приносящих ощутимые доходы их клиентам.

Евгений Якушев, председатель совета директоров Европейского пенсионного фонда:

"Важно, чтобы проект был интегрирован в экономику страны. Это означает, что его реализация может содействовать появлению новых рабочих мест и росту качества жизни россиян, а также приносить доход инвесторам и наращивать объем налогов в государственную казну. Само по себе финансирование в инфраструктурные проекты не является самоцелью пенсионных фондов. Однако если интересы пенсионеров и государства совпадают, то такие инвестиции являются эффективными вдвойне."

Пенсионная группа БИН (НПФ "Европейский пенсионный фонд""НПФ "Доверие", НПФ "Регионфонд""НПФ "Образование и наука", НПФ "Райффайзен") внимательно изучает все предложения на рынке. Мы с удовлетворением отмечаем, что они все больше и больше соответствуют потребностям НПФ. В настоящее время основная задача менеджеров фонда – сохранение и приумножение пенсионных накоплений клиентов фондов. Те возможности, которые предоставляет рынок, пока лучше, чем предложения по инфраструктурным проектам.

Мы активно обсуждаем с финансовыми ведомствами возможность инвестирования в инфраструктурные проекты, но считаем преждевременным раскрывать детали на данной стадии.

Андрей Кокин, генеральный директор ОАО "НПФ Газфонд пенсионные накопления":

"Проекты должны быть достаточно крупными, потому что процедура подготовки, оценки, анализа управления ими и последующего контроля над исполнением достаточно трудоемкая. Нижний порог инвестирования находится в районе миллиарда рублей, верхний порог  - зависит от объемов доступных средств у конкретного НПФ. Если участвует только один, то это может быть 10-20 миллиардов рублей. Но в один концессионный проект вполне могут инвестировать несколько фондов, поэтому фактически верхней границы нет.

Мы рассматриваем потенциальные проекты для инвестирования, в первую очередь, с точки зрения выгоды для наших клиентов. Проекты должны быть достаточно крупными, должны иметь государственные гарантии и должны приносить доход выше инфляции. Меньше риски, больше доходность – вполне очевидные критерии.

В настоящее время мы рассматриваем несколько проектов. Один из них – инвестиции в модернизацию устаревшей сети водоканала Волгограда. Параллельно изучаем инвестиции в строительство ЦКАД, и северного дублера Кутузовского проспекта в Москве."

Николай Сидоров, генеральный директор НПФ "Будущее":

"Качественные долгосрочные проекты с хорошей доходностью, высокой надежностью, участием государства. Все это полностью соответствует консервативной стратегии пенсионных фондов. Государственные гарантии в данном случае – ключевой фактор надежности, учитывая, что период окупаемости инфраструктурных проектов достаточно длительный, а положительные финансовые потоки отсутствуют до их завершения. Поэтому надежность в таких проектах зачастую гарантируется именно репутацией участников и заинтересованностью  правительства страны в своевременном завершении проекта и его эффективной работе.

Мы солидарны с мнением Минфина о том, что пенсионные деньги должны «работать» на развитие экономики страны и заинтересованы в том, чтобы таких проектов было больше. Мы  принимаем участие во всех встречах с крупными государственными компаниями, которые заинтересованы в долгосрочном финансировании и, в том числе, рассматривают НПФ как источник "длинных" денег. Наша задача на таких встречах донести до компаний параметры финансовых инструментов, при которых инвестирование пенсионных денег в их проекты было бы возможно и удовлетворяло бы интересам наших клиентов-застрахованных лиц"

Сомнения и предложения

Андрей Кокин, генеральный директор ОАО "НПФ Газфонд пенсионные накопления":

"Мы часто сталкиваемся с конфликтом двух противоположных мотивов: социальной ответственности и инвестиционной привлекательности. Инициаторы часто обращаются к нам с предложениями реализовать проекты, которые никакого коммерческого интереса не представляют. Да, они улучшают жизнь людей, но мы не государственная казна, мы не благотворительная организация - мы должны зарабатывать для наших клиентов на достойную старость. Поэтому часто приходится после первого раунда переговоров отказываться от сотрудничества. Но в тех проектах, где нам удается найти компромиссы, мы с удовольствием участвуем".

Евгений Якушев, председатель совета директоров Европейского пенсионного фонда:

"Нам кажется, что все имеющиеся на сегодняшний день проблемы известны регулятору, и он делает шаги по их устранению. В качестве примера можно привести переход к МСФО, что позволит учитывать долгосрочные, в том числе инфраструктурные инвестиции по амортизационной стоимости, предложения по изменению вознаграждения НПФ, возможности фондов участвовать в IPO российских компаний и т.д.

Мы рады, что государство инициировало диалог, позволяющий разрешить те "узкие места", которые могут препятствовать инвестированию средств пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты."

Елена Тетюнина, заместитель генерального директора АО "НПФ Сбербанка":

"Необходимое условие для развития инвестирования накоплений в инфраструктурные проекты  –  отмена требования об обязательной ежегодной переоценке облигаций (в части облигаций удерживаемых до погашения)".

Николай Сидоров, генеральный директор НПФ "Будущее":

"Весной этого года в вопросе о сохранении накопительной части была поставлена точка и фонды получили  "замороженные" накопления граждан. Теперь мы можем планировать долгосрочные инвестиции, чтобы пенсионные накопления заработали как "длинные" деньги в экономике, в том числе и в области инфраструктуры, как ждут от нас ЦБ, Минфин, и Правительство РФ.

Однако, для того, чтобы такие инвестиции состоялись, должны появиться соответствующие проекты и финансовые инструменты, отвечающие условиям инвестирования пенсионных денег. Мы понимаем, что на это нужно время. В этом направлении еще предстоит много сделать, в том числе и внедрить механизм по контролю за использованием этих денег в проектах. Мы со своей стороны делаем все, чтобы способствовать этому, участвуя в диалоге с государством и участниками инфраструктурного бизнеса".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала