Продукты прайм
  • ПРАЙМ-Бизнес
    Главная новостная лента агентства ПРАЙМ. Все значимые экономические новости в режиме реального времени.
  • Отраслевые ленты
    Специализированные ленты новостей по золотодобывающей отрасли, металлургии, транспорту и сельскому хозяйству.
  • Бюллетени
    Периодические издания о страховом рынке, металлах, платежных картах и не только.
  • Издания Банка России
    Агентство ПРАЙМ является издателем и распространителем «Вестника Банка России» и «Статистического бюллетеня Банка России».
  • Ленты DowJones
    Круглосуточные переводные ленты новостей по международному валютному, фондовому и товарно-сырьевому рынкам.
  • PRIME IN ENGLISH
    Новостные ленты, периодические издания и бюллетени для англоязычных пользователей.
  • Подписка
    Подписка на информационные продукты и услуги агентства ПРАЙМ.
  • ПРАЙМ Золото
    Информационно-аналитический интернет-ресурс для профессионалов золотодобывающей отрасли.
  • Размещение рекламы
    Широкие возможности по размещению рекламы на ресурсах агентства ПРАЙМ.
  • Доступ к PR Newswire
    Публикация пресс-релизов через крупнейшую международную сеть PR Newswire.
  • Интернет-магазин
    В интернет-магазине ПРАЙМ можно подписаться на новостные потоки и получить доступ к котировальной информации.
  • Справки Creditreform
    Проверка надежности зарубежных бизнес-партнеров.

Неудачный квартал снизил рыночную капитализацию "Магнита" на 80 млрд рублей


Рынки

МОСКВА, 20 окт - ПРАЙМ, Антон Мещеряков. Результаты работы "Магнита" MGNT, одного из крупнейших российских ритейлеров, в третьем квартале и январе-сентябре неприятно удивили рынок - снижение прибыли и рентабельности, а также ухудшение прогноза по годовой выручке привели к падению биржевых котировок компании. И хотя менеджмент ритейлера сохраняет оптимизм и уверенность в завтрашнем дне, квартале и годе, "пятница, 20-е", уронила рыночную капитализацию "Магнита" на 80 миллиардов рублей.

В пятницу "Магнит" опубликовал свои операционные и финансовые результаты по МСФО за третий квартал и девять месяцев 2017 года. В июле-сентябре выручка ритейлера увеличилась на 6,46% - до 285,961 миллиарда рублей, а в январе-сентябре - на 6,44%, до 840,985 миллиарда. Показатель EBITDA компании в третьем квартале упал на 27,9% - до 20,661 миллиарда рублей, за девять месяцев - на 13,46%, до 69,451 миллиарда.

Рентабельность по EBITDA "Магнита" по итогам квартала составила 7,23%, по итогам девяти месяцев - 8,26% (годом ранее - 10,67% и 10,16% соответственно). А чистая прибыль компании в июле-сентябре упала в 2,1 раза - до 6,923 миллиарда рублей, за девять же месяцев - на 32,38%, до 27,672 миллиарда рублей.

РЕАКЦИЯ РЫНКА

Результаты ритейлера стали, мягко говоря, неприятным сюрпризом для рынка. Более того, днем "Магнит" снизил свой прогноз по росту выручки в 2017 году: теперь компания ждет роста продаж на 8-10% вместо 9-11%.

Все эти новости негативно сказались на рыночных котировках "Магнита". Его акции в начале торгового дня снижались на 3-5% на фоне публикации данных по МСФО. Позже, на фоне ухудшения прогнозов компании по операционным данным и планам открытия "магазинов у дома", бумаги усилили снижение и обвалились на 12% - до 8,311 тысячи рублей, минимума с июня 2016 года.

К закрытию торгов на Московской бирже акции "Магнита" упали на 9,48% - до 8,55 тысячи рублей. Таким образом, рыночная капитализация компании за торговый день снизилась примерно на 84,6 миллиарда рублей - до 808,5 миллиардов рублей. Стоит отметить, что объем торгов акциями в пятницу взлетел почти до 9,628 миллиарда рублей, тогда как днем ранее он чуть превысил 1,1 миллиарда рублей.

Более того, аналитики отметили, что обвал акций "Магнита" ниже психологически важной отметки в 9 тысяч рублей, к минимумам с июня 2016 года, вызвал маржин-коллы - принудительное завершение сделок у игроков рынка.

РЕНОВАЦИЯ И ГРИБЫ

Днем топ-менеджмент "Магнита" постарался объяснить рынку слабые финансовые результаты. Финансовый директор ритейлера Хачатур Помбухчан заявил, что "в целом полученные результаты соответствуют ожиданиям компании".

По его словам, на результаты третьего квартала повлияли несколько факторов. Первый - это обновление магазинов ускоренными темпами в третьем квартале. "Компания увеличила количество магазинов для редизайна в 2017 году с 2 до 2,2 тысячи магазинов. Также было принято решение закончить программу редизайна 2017 года в ускоренные сроки", - указал Помбухчан.

"Мы убираем все ремонты из декабря и второй половины ноября в более ранние периоды. Таким образом, у нас только в сентябре было в редизайн запущено около 600 магазинов. Это оказало существенное давление на продажи и на эффективность в третьем квартале. По моим оценкам, это более 2% давления на продажи и в целом, наверное, порядка 1% давления на EBITDA", - продолжил он.

По словам финансового директора, обновление вынуждает временно закрывать лучшие по продажам и по эффективности магазины, чтобы улучшить их результат. При этом результатами редизайна компания довольна.

На фактор обновления наложилось и открытие новых магазинов. В третьем квартале "Магнит" открыл (с учетом закрытий) 853 магазина, тогда как год назад этот показатель составлял 476, во втором квартале 2017 года - 535, а в первом - 250.

Кроме того, свой вклад в динамику операционных показателей внесла маркетинговая активность, а также заработная плата. "Это большое количество стажеров, которые сейчас находятся на обучении под открытия четвертого квартала. Срок обучения стажеров - порядка двух месяцев, поэтому под открытия четвертого квартала нам в Москве только нужно порядка 600 стажеров", - пояснил Помбухчан.

Он также напомнил, что в октябре компания открыла в Краснодаре собственный комплекс по выращиванию шампиньонов. Для него были наняты более 300 человек.

ЦЕЛИ НА БУДУЩЕЕ

Финансовый директор также рассказал о целях, которые "Магнит" ставит перед собой на четвертый квартал и будущий год. Во-первых, ритейлер не намерен сворачивать программу обновления магазинов, хотя ее масштаб на будущий год пока неясен.

"Мы точно совершенно будем продолжать редизайн. Но мы должны будем принять для себя решение: либо мы его ускоряем и продолжаем давить на маржу, либо мы стабилизируем количество магазинов в редизайне и хотя бы пытаемся нейтрализовать в течение года давление на операционную эффективность от магазинов, закрытых на редизайн", - указал он.

Основным приоритетом с точки зрения продаж на следующий год является работа с предлагаемой услугой. "Это запуск инструментов по работе с ассортиментом, ценообразование, промо и технологии работы в торговых объектах, а также проекты, направленные на улучшение понимания и коммуникации с потребителем", - пояснил Помбухчан.

Помимо этого, "Магнит" намеревается развивать собственное производство, работать над развитием собственных торговых марок, увеличивать производительность труда сотрудников.

БАНАНЫ РАЗДОРА

Красной нитью сквозь все телефонные конференции менеджмента "Магнита" с аналитиками проходит вопрос сравнения работы ритейлера с его главным конкурентом - X5 Retail. Вот и в пятницу аналитик Credit Suisse Виктория Петрова спросила: если основной акционер и гендиректор "Магнита" Сергей Галицкий в интервью говорил, что нужно быть другим, чтобы быть успешным, является ли "Магнит" в чем-то другим, или делает то же, что и X5, только с опозданием?

"Первое - я не помню таких интервью. Галицкий всегда говорил, что в конкуренции побеждает тот, кто больше работает, лучше управляет затратами. Его основной фокус - на создание длительных конкурентных преимуществ. Могу напомнить ситуацию про логистику, про собственный импорт. Не очень похоже, что мы все время идем с опозданием на два года за X5", - ответил Помбухчан.

"Мы уже больше трех лет импортируем 100% бананов, а они до сих пор так и не научились это делать. Про собственное производство тоже ничего не буду говорить. А вот по редизайну вы правы - они нас опередили, но это вопрос следующих двух-трех, когда мы переоборудуем свою сеть", - продолжил он.

В то же время "Магнит" признает усиление конкуренции между крупнейшими игроками рынка ритейла. "Все видят достаточно высокую активность трех федеральных игроков - это "Магнит", "Лента" и X5. Более половины наших новых открытий пересекаются либо с федеральными конкурентами, либо с собственными магазинами. 60% действующих магазинов компании пересекаются с основными федеральными конкурентами", - привел пример финдиректор.

Впрочем, несмотря на это, на рынке есть потенциал для открытия новых магазинов ведущими ритейлерами.

"В ближайшие три-четыре года два основных игрока могут открывать, то, что мы сейчас видим из заявок и предложений по так называемым M&A, это от 2 до 3 тысяч (магазинов - ред.) в год, каждый из игроков в принципе в состоянии открывать. Но с разным географическим уклоном. Единственное, где мы активно будем пересекаться, это, скорее всего, Сибирь, Урал. Там исторически более сильные локальные игроки, и мы видим там много возможностей, поскольку мы более эффективны в костах, и у нас лучше закупочная сила", - подтвердил заместитель гендиректора "Магнита" по продажам и HR Илья Саттаров.

ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ