МОСКВА, 15 мар – ПРАЙМ, Александра Крыжановская. Промышленная безопасность в нефтегазовой отрасли сегодня требует особого внимания со стороны Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Участившиеся аварии на нефтепроводах, чрезвычайное происшествие на шахте «Северная», несоблюдение технических регламентов со стороны нефтегазовых компаний – ощутимо сказывается на дальнейшем развитии нефтегазового комплекса страны. Какие работы проводит ведомство для соблюдения промышленной безопасности в отрасли и как справляются предприятия с модернизацией во время экономического кризиса рассказал в интервью глава Ростехнадзора Алексей Алёшин.

 

- В конце февраля произошла авария на шахте Северная. Ростехнадзор планировал в течение двух месяцев составить мнение о причинах трагедии. Есть ли у ведомства предварительная картина причин случившегося? 

- У Ростехнадзора есть предварительная картина причин аварии. Версия о выносе большого количества метана в лаву с последующим его воспламенением и взрывом на сегодняшний день, по мнению экспертов, является приоритетной. Что конкретно явилось причиной этого явления, на данный момент не установлено. Но по предварительным оценкам мы не вправе делать выводы на далекую перспективу, тем более менять регламенты и нормативные документы.

Сформирована техническая комиссия по расследованию обстоятельств и причин аварии приказами Печорского управления Ростехнадзора, председателем назначен руководитель Печорского управления Ростехнадзора. 

Комиссией исследуются на предмет возможной причинно-следственной связи ненадлежащее исполнение эксплуатационной, проектной, технологической документации по дегазации, аэрогазовому контролю, прогнозу, профилактике газодинамических явлений и последовательно происходящих событий, предшествовавших аварии. Проводится анализ работы системы аэрогазового контроля и аэрогазовой защиты в части своевременного отключения электроэнергии по получению сигнала о превышениях допустимой концентрации метана на рабочих местах в Лаве 412-з пласта Мощного. Анализируются возможная зависимость увеличения количества выявленных местных и слоевых скоплений метана индивидуальными газоанализаторами и стационарными средствами контроля от шага посадки основной кровли. Экспертная группа работает по установленным направлениям.

Шахта "Северная"

Шахту "Северная" затопят, чтобы восстановить в будущем

Акт расследования обстоятельств и причин аварии на шахте "Северная" даст понимание о необходимости внесения изменений в действующую нормативную документацию и регламенты, проведение геологоразведочных работ и других действий.

− Какие итоги расследований по двум авариям "Роснефти" в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) в 2015 году? 

− Техническое расследование причин аварий, произошедших в  ООО «РН-Юганскнефтегаз» 23 июня и 21 октября 2015 года завершено в конце 2015 года.

Была проведена независимая экспертиза, которая показала, что причиной первой аварии явился дефект изготовления. Произошла разгерметизация трубопровода из-за образования трещины вдоль тела трубы из-за дефекта сварки в заводском соединении.  Ущерб от аварии составил 847 тысяч рублей.

Материалы расследования аварии переданы в Нефтеюганскую межрайонную прокуратуру для принятия мер, а Северо-Уральским управлением Ростехнадзора было возбуждено административное дело         по факту нарушения требований промышленной безопасности, направленное на рассмотрение в суд. По результатам судебного заседания было принято решение о наложении на "РН-Юганскнефтегаз" штрафа в размере 200 тысяч рублей.

По аварии, которая произошла 21 октября 2015 года, можем сказать, что взрыв парогазовоздушной смеси углеводородов и воздуха внутри резервуара произошел из-за механического повреждения участка неправильно уложенного греющего кабеля. Другими словами, из-за нарушения при монтаже, оказавшегося под огнепреградителем резервуара. 

В результате аварии пострадали 2 человека, 1 человек погиб. И здесь мы отмечаем низкое качество проведения экспертизы по промышленной безопасности. Техническое освидетельствование резервуара было проведено в июне 2015 года. По его результатам была установлена возможность безопасной эксплуатации резервуара в срок до 2025 года.

Материалы расследования аварии переданы в органы прокуратуры для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. К административной ответственности привлечено юридическое лицо – сумма штрафа 500 тысяч рублей, 2 должностных лица (начальник станции, начальник цеха) – общая сумма штрафа 80 тысяч рублей. В отношении третьего виновного должностного лица (механик цеха) возбуждено уголовное дело.

Решается вопрос и с подготовкой экспертов по промышленной безопасности. Как я уже неоднократно заявлял, в последние годы Ростехнадзор столкнулся с низким уровнем ее проведения. Это видно и в двух случаях, о которых мы с Вами говорим. В связи с этим, пришло понимание, что вопрос об аттестации экспертов и повышение  уровня экспертных организаций необходимо все-таки решать на государственном уровне. Теперь в Ростехнадзоре проводится такая аттестация экспертов. Целью нашей работы является формирование компетентного, добросовестного, независимого экспертного сообщества.

− Вы говорите, что ущерб от аварии под Нефтеюганском составил 847 тысяч рублей. Однако глава Минприроды Сергей Донской ранее оценивал размер ущерба более чем в 20 миллионов рублей. 

−Полный ущерб от аварии состоит из нескольких составляющих, а именно: прямые потери от аварий, затраты на локализацию и ликвидацию последствий аварий на опасных производственных объектах, включая затраты по техническому расследованию причин аварий, экологический ущерб и ущерб, нанесенный третьим лицам. 

По результатам расследования аварии, произошедшей в «РН-Юганскнефтегаз» 23 июня 2015 года, прямые потери предприятия составили 847 тысяч рублей. Общий ущерб, понесенный "РН-Юганскнефтегаз", согласно акту технического расследования составил 50,8 миллиона рублей. Расчет размера вреда, причинённого водному объекту (Протоке Чеускина) в результате аварии, проводился Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югра.

− Были ли выявлены нарушения по отношению к другим компаниям "Роснефти"?

− В конце 2015 года Сахалинским управлением Ростехнадзора была проведена проверка в отношении "РН-Сахалинморнефтегаз". В результате проверки выявлено 60 нарушений требований промышленной безопасности, выдано предписание, юридическое лицо оштрафовано на 200 тысяч рублей.

Выполнение "РН-Сахалинморнефтегаз" предписания  находится на постоянном контроле Ростехнадзора.

−При проведении плановых работ 2 марта на нерабочем нефтепроводе на месторождении Эхаби на севере Сахалина, по официальной информации "РН-Сахалинморнефтегаз", произошел выход до 15 тонн нефтесодержащей жидкости. По сообщению экологов, объемы разлива превысили 300 тонн нефти. Проводилась ли проверка Ростехнадзором по факту разлива? 

− Расследование инцидентов на опасных производственных объектах осуществляется комиссией, создаваемой эксплуатирующей организацией, без привлечения представителей органов исполнительной власти. При этом предприятие не реже одного раза в квартал представляет в территориальный орган Ростехнадзора сведения о результатах расследования инцидентов.

Согласно информации по факту разлива нефтесодержащей жидкости на территории Охинского района Сахалинской области, полученной от МЧС России, по состоянию на 2 марта 2016 года ориентировочный объем разлива составил до 15 тонн нефти общей площадью 3600 кв.м., при этом попадания нефти в водные объекты не допущено.

В Сахалинское управление Ростехнадзора 3 марта 2016 года поступило оперативное сообщение об инциденте на межпромысловом нефтепроводе "Эхаби – Западная емкость" ПК 112, входящего в состав опасного производственного объекта: "Система промысловых трубопроводов месторождения Эхаби", эксплуатирующая организация  ООО "РН-Сахалинморнефтегаз". Для установления классификации происшествия представитель Ростехнадзора может выехать на место происшествия только по требованию природоохранной прокуратуры. Представители Ростехнадзора готовы оказать содействие в расследовании данного происшествия и в рамках своих полномочий и компетенции отслеживают и оценивают происходящие события. 

− Еще один вопрос по надзору. Планирует ли ведомство проверку Харьягинского СРП? − Ростехнадзор входит в состав рабочей группы, образованной Минэнерго России, по передаче части доли инвестора и функций оператора от ФАО "Тоталь Разведка Разработка Россия" к ООО "Зарубежнефть-добыча Харьяга" в рамках соглашения о разделе продукции по проекту "Харьягинское месторождение". Могу сказать, что работа в данном направлении ведется и находится на контроле Минэнерго России. Ростехнадзором в 2015 году были проведены 2 проверки, в ходе которых выявлено 6 нарушений требований промышленной безопасности, 5 из которых устранены в ходе контрольно-надзорных мероприятий.  Должностные лица  оштрафованы на 20 тыс. рублей. Стоит отметить, что компания ФАО «Тоталь РРР» эксплуатирует на Харьягинском месторождении объекты II и III класса опасности. На такие объекты в соответствии с законодательством Ростехнадзор выходит с проверками раз в год и раз в три года соответственно.

− Ранее сообщалось, что у «Газпрома» есть проблемы с получениями заключений о соответствии (ЗОСы- ред.) и компания не имеет полного разрешения на эксплуатацию газопровода «Бованенково-Ухта». Решена ли «Газпромом» проблема с получением ЗОСов для эксплуатации газопровода  Бованенково-Ухта? 

− Заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации выдается только в том в случае, если объект полностью соответствует существующим требованиям.  В конце прошлого года по ряду объектов капитального строительства газопровода Бованенково-Ухта была проведена 31 проверка, выявлено 1157 нарушений и выданы предписания по их устранению со сроком устранения в марте 2016 года.

На сегодняшний день в территориальный орган Ростехнадзора уже поступили от застройщика извещения об устранении всех нарушений. Фактическое устранение данных нарушений может быть установлено только по итогам проведения проверок по выполнению предписаний. Если говорить более конкретно о сроках, то в первом квартале 2016 этого года данные проверки будут проведены.

− Планируются ли Ростехнадзором новые проверки "Сахалина-1" и "Сахалина-2"? − На этих проектах эксплуатируются объекты I и II класса опасности, следовательно, проверки Ростехнадзором данных опасных производственных объектов в 2016 году будут осуществляться в рамках постоянного государственного надзора. Ближайшая проверка будет проведена в апреле этого года.

− Ростехнадзор проводил проверки "Газпром нефть шельф"? были ли выявлены нарушения промышленной безопасности?  − В прошлом году было проведено 4 проверки в порядке осуществления режима постоянного государственного контроля на опасном производственном объекте – платформе  стационарной (морской) МЛСП "Приразломная". Было выявлено 25 нарушений, составлены протоколы на юридическое лицо "Газпром нефть шельф" и 1 должностное лицо, вынесены постановления на общую сумму 220 тысяч рублей. Также в 2015 году проведена плановая проверка "Газпром нефть шельф", выявлено 10 нарушений. Составлены протоколы на 2 должностных лица компании, 27 июля 2015 года вынесены постановления, общая сумма штрафов составила 40 тысяч рублей.

В октябре 2015 года проведена проверка ранее выданного предписания, выданного при проведении плановой проверки, составлен акт. Установлено, что предписание устраняется в установленные сроки. Северо-Западным управлением Ростехнадзора в 2016 году продолжается осуществление постоянного надзора за опасным производственным объектом I класса опасности – платформой стационарной (морской) МЛСП "Приразломная". В период с 10 по 12 февраля 2016 года проведена первая проверка в 2016 году в рамках постоянного надзора за платформой. 12 февраля "Газпром нефть шельф" выданы акт и предписание (всего 4 нарушения). По результатам проверки в установленном порядке планируется привлечь к административной ответственности 1 должностное лицо "Газпром нефть шельф". 

 − Выполняют ли компании обязательства, предусмотренные четырехсторонним соглашением между ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом и нефтяными компаниями? Ввод в эксплуатацию каких НПЗ откладывается? 

− В этом документе закреплены обязательства компаний по реализации инвестиционных программ в области нефтепереработки и выпуску нефтепродуктов в соответствии с требованиями технического регламента. 

Указанными соглашениями предусмотрены реконструкция и строительство в период до 2020 года 99 установок неглубокой переработки сырья с процессами, повышающими качество моторного топлива, и 37 установок глубокой переработки углеводородного сырья. Ожидается, что после масштабной модернизации российские НПЗ  достигнут мирового уровня по показателям технологической оснащенности.

К настоящему моменту в эксплуатацию введены 52 установки вторичной переработки нефти, предусмотренные четырехсторонними соглашениями. Строительство и реконструкция еще 17 установок, из которых 2 должны были быть введены в 2014 году, 15 установок - в 2015 году, не завершены. Такие проблемы существуют на заводах компании "Роснефть" и на независимых нефтеперерабатывающих заводах – ОАО "ТАИФ НК", ООО "Марийский НПЗ", ООО "Новошахтинский ЗНП" и ООО "Афипский НПЗ".

− "Газпром нефть" в начале прошлого года предлагала максимально централизовать надзор за работой нефтегазовых компаний на арктическом шельфе и проводить государственные экспертизы по принципу одного окна. Проводило ли ведомство надзор за работой нефтегазовых компаний на арктическом шельфе?

− Ростехнадзор со своей стороны не раз отмечал эту проблему. При реализации морских проектов недропользователь сталкивается с большим количеством нормативных документов и, как следствие, ему приходится взаимодействовать  с большим числом федеральных органов исполнительной власти. Вопрос централизации надзора за такими объектами лежит в компетенции Правительства РФ. 

Что касается нашего ведомства, Ростехнадзор осуществляет государственный надзор в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов, расположенных в арктической зоне России, таких как, стационарная платформа "Приразломная", морской выносной нефтеналивной "Варандейский терминал".  

Эти объекты являются опасными производственными объектами чрезвычайно высокой опасности, поэтому в отношении них осуществляется постоянный надзор. Однако стоит отметить, что они находятся в значительной удаленности от берега и базовых месторождений, что затрудняет организацию проведения выездных проверок. 

Именно в отношении этих объектов целесообразно применить систему дистанционного контроля промышленной безопасности, которую мы одними из первых предложили. Данная система позволяет фиксировать предпосылки к возникновению аварий и инцидентов, предаварийные и аварийные состояния объекта, без выезда на место инспектора. В реальном времени мы будем получать информацию о состоянии объекта. Согласитесь, это очень удобно для таких удаленных точек, а также дистанционный надзор снижает административную нагрузку на бизнес и коррупционную составляющую. 

− Как вы оцените работу Ростехнадзора в целом? 

− Если говорить об уровне промышленной безопасности вообще, если сравнивать со странами СНГ - мы, конечно же, лидеры. В сравнении с промышленно развитыми странами, мы работаем примерно на одном уровне. Ростехнадзору удалось в прошлом, 2015 году снизить травматизм на производстве. По сравнению с 2014 годом, несмотря на то, что количество аварий осталось примерно такое же, удалось снизить количество смертных случаев более чем в 2,5 раза. Мы считаем это главным и самым важным показателем нашей работы.