МОСКВА, 4 сент - ПРАЙМ. Правительство России одобрило поправки в антимонопольное законодательство, известные как "четвертый антимонопольный пакет", теперь документ будет отправлен на рассмотрение Госдумы, сообщил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.

Разработку этих документов и их обсуждение с ведомствами и бизнесом ФАС ведет с начала 2012 года. В течение прошлого года "четвертый антимонопольный пакет" четыре раза вносился на рассмотрение кабинета министров и четыре раза направлялся на доработку.

Одобренный законопроект предусматривает исключение функции ФАС по ведению реестра субъектов, занимающих более чем 35-процентную долю на товарном рынке, включая отмену контроля за сделками экономической концентрации таких субъектов. Поправки также отменяют антимонопольное регулирование торгов частных компаний (за исключением ряда обязательных), запрещают признавать доминирующей компанию, доля которой не превышает 35% (за исключением случаев коллективного доминирования), а также не позволяют создавать государственные и муниципальные унитарные предприятия без согласия ФАС.

Благодаря предлагаемым "четвертым антимонопольным пакетом" изменениям, ФАС из органа "карающего" становится "органом предупредительного контроля", заявил Артемьев, отметив, что документ расширяет применение предупредительных мер при незначительных нарушениях антимонопольного законодательства.

Основным критиком разработанных ФАС поправок выступал бизнес. Принятый правительством документ - результат компромиссов между ФАС и предпринимателями. Многие предложения предпринимательского сообщества были учтены в законопроекте в ходе обсуждения. Но есть вопрос, по которому договориться так и не удалось - возможность введения правил недискриминационного доступа (ПНД) для доминирующих компаний, не являющихся субъектами естественных монополий (где доля одного поставщика на товарных рынках превышает 70%).

Проблемы недискриминационного доступа

Сейчас правила недискриминационного доступа распространяются только на естественные монополии. Они устанавливают ограничения для компании-монополиста по взаимодействию с контрагентами, предусматривают введение ограничений на цену реализации услуг и другие факторы ведения бизнеса.

Предприниматели считают, что распространение ПНД на деятельность более широкого круга компаний в редакции законопроекта ФАС отрицательно скажется на хозяйственной деятельности компаний.

Президент РСПП Александр Шохин, сопредседатель "Деловой России" Сергей Генералов и президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин 3 сентября обратились к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой отложить принятие документа. Они просили доработать законопроект до его внесения в Госдуму в части условий и порядка введения такого нерыночного метода как ПНД. Принятие нынешней редакции, по мнению глав бизнес-организаций, может привести к избыточному регулированию и нарушению коммерческой тайны.

Основные требования бизнес-сообщества: введение ПНД для компаний, не являющих естественными монополиями, допустимо только на ограниченный срок; правила могут распространяться только на федеральный товарный рынок и затрагивать лишь определенный круг вопросов.

С предложением ограничить срок действия ПНД определенным сроком глава ФАС в принципе согласен, но считает, что оно нуждается в проработке. "Надо оценить срок 6 месяцев (один из вариантов срока для такого ограничения). Я думаю, что коллеги, которые нам говорят о срочности этих правил, они в общем-то правы, потому что не должно быть бесконечных правил, которые ставят бизнес в сложные условия. Это неправильно, но сроки, наверное, могут варьироваться", - сказал Артемьев.

Бизнесу и ФАС по целому ряду вопросов раньше удалось договориться. В их числе вопрос применения антимонопольного законодательства к объектам интеллектуальной собственности. ФАС предлагала исключить положение об "иммунитете" от антимонопольного преследования для обладателей прав на интеллектуальную собственность. А бизнес опасался, что из-за этой нормы любой обладатель патента может стать объектом антимонопольного разбирательства. В результате обсуждения из обновленного документа эти нормы были убраны.

Бизнесу удалось добиться от ФАС и исключения положения о том, что доминирующие на рынке организации должны будут обнародовать свои торговые практики. Критики этой инициативы говорили, что обнародование торговой практики равнозначно раскрытию коммерческой тайны.

ФАС не рассчитывает на быстрое принятие "четвертого антимонопольного пакета". Артемьев полагает, что депутаты не успеют принять этот документ до конца года. "Скорее, он будет принят весной, что нас вполне устраивает", - заявил Артемьев.

"Думаю, что ко второму чтению многие поправки опять должны пройти обсуждение с предпринимательскими союзами, и в правительстве их ждет не очень легкая судьба, потому что они носят качественный характер. Они в новую реальность нас погружают, поэтому второе чтение будет сложным", - отметил глава ФАС.

Бизнес в свою очередь намерен использовать все возможности для отстаивания своей позиции. "У нас еще остается возможность поработать в Думе над уточнением каких-то позиций. Мы, естественно, отказываться от легальных способов повлиять на принятие этого законопроекта не будем", - заявил ИТАР-ТАСС вице-президент "Деловой России" Николай Остарков.

По его словам, проблематика антимонопольного законодательства затрагивает вопросы выживания компании в целом. "То есть санкции (со стороны ФАС), которые применяются к крупным компаниям, таковы, что могут привести к закрытию бизнеса. Мы здесь имеем дело с мощным хирургическим инструментом, которым нужно пользоваться очень аккуратно", - отмечает Остарков.

"Будем бороться и отстаивать, чтобы все двояко толкующиеся положения или те положения, которые будут связаны с субъективным принятием решения, не получили свое окончательную прописку в антимонопольном законодательстве", - заключил вице-президент "Деловой России".