МОСКВА, 12 фев /ПРАЙМ/. Предложения по регулированию трансграничной интернет-торговли в целях установления равных условий ведения бизнеса российскими и иностранными поставщиками должны быть подготовлены в течение месяца, заявил советник президента РФ по интернету Герман Клименко.

"Где-то в течение месяца от нас хотели бы получить вменяемую концепцию попыток решения", - сказал Клименко на совещании с представителями рынка e-commers и органов власти. Соответствующее поручение дал помощник президента Игорь Щеголев, возглавляющий рабочую группу по исполнению поручений главы государства в сфере развития интернета.

НАЛОГИ

Участники встречи в основном обсуждали вопросы взимания НДС с иностранных интернет-магазинов, а также снижения порога беспошлинной торговли. По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), российский бюджет ежегодно недополучает порядка 60 миллиардов рублей только на ввозных налогах (НДС и пошлины).

Глава АКИТ Алексей Федоров предложил обсудить несколько подходов регулирования трансграничной торговли.

Первый подход предусматривает снижение порога беспошлинной торговли. По словам Федорова, в Европе этот порог составляет 22 евро, в Китае пошлина уплачивается при покупке от 7 евро, а в Бразилии и Аргентине все посылки облагаются пошлиной. В России установлен порог на беспошлинную трансграничную торговлю на уровне 1 тысячи евро или 31 кг в месяц. По данным АКИТ, это самый высокий в мире лимит беспошлинного ввоза товаров.

Еще один вариант – придание иностранным интернет-магазинам статуса российских налоговых агентов. "Например, если есть магазин, который работает в Англии, но продает в Нидерландах свои товары, то при достижении этим магазином объема поставок в Нидерланды в 100 тысяч евро, это магазин начинает платить НДС не в стране, откуда товар был продан, а в стране, куда был продан. Это подход, когда наши граждане не несут никакой налоговой нагрузки, а для нас это важно", - сказал Федоров.

Правда, этот вариант не затронет малых игроков, а также торговые площадки – такие, как Aliexpress, потому что торговлей занимается не он, а интернет-магазины. "Подход довольно сложный, но рабочий. Он есть в нескольких странах", - отметил глава АКИТ.

Глава Ebay Россия Владимир Долгов высказал мнение, что обязать зарубежные площадки платить НДС в РФ будет сложно. "Крупнейшие площадки, которые работают по кросс-бордеру - это маркет-плейсы, на которых работают сотни тысяч маленьких продавцов. Заставить их зарегистрироваться в налоговой инспекции, по-моему, нереально", - считает он. По оценкам гендиректора JD.ru Алекса Васильева, доля маркет-плейсов в общих объемах трансграничной торговли на сегодняшний день составляет около 95%.

Долгов также отметил, что продавцы платят НДС в своей стране, и если ввести для них налог в РФ, получится двойное налогообложение. С ним согласен гендиректор JD.ru. "Мы забываем о том, что никто из этих сотен тысяч мелких продавцов НДС не возвращает. Поэтому когда мы говорим, что надо взимать НДС в России, надо понимать, что это уже двойное налогообложение – просто в силу того, что он не вернул НДС там. В конечном итоге, платить будет потребитель", - сказал Васильев.

Один из участников встречи предложил рассмотреть опыт Австралии, где власти обязали площадки начислять 10% к цене каждого товара и затем централизованно перечислять эти средства в бюджет.

Председатель экспертного совета при комитете Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов предложил рассмотреть вариант НДС-регистрации поставщиков – такой опыт уже применяется в ряде стран. "Суть заключается в том, что организации, которые осуществляют в России торговлю, должны зарегистрироваться в качестве налогоплательщиков. Это будет несколько упрощенная форма регистрации", - пояснил он.

Однако в этом случае возникают другие проблемы: как отличить поставку частного характера от коммерческой (по данным "Почты России", 90% отправлений из интернет-магазинов идут как от частного лица) и как заставить иностранные компании регистрироваться в РФ, если у них нет здесь ни офиса, ни активов. "Единственное последствие нерегистрации - это некие имиджевые потери для крупного поставщика. Можно придумать механизмы принуждения, мы обсуждали, можно ли в случае отказа от регистрации налогоплательщика в России обращать взыскание на товар, который приходит под брендом этого поставщика либо организатора торговли. Эти вопросы пока не решены, и понятно, что они непросто будут решаться", - сказал Орлов, отметив, что такую схему вряд ли удастся распространить на мелких продавцов.

"Это во многом рассчитано на крупных поставщиков, к такому механизму можно привлечь и агрегаторов, но только в том случае, если они участвуют в расчетах", - добавил Орлов. Он считает, что тема НДС-регистрации интернет-поставщиков товаров могла бы хорошо вписаться в находящийся на рассмотрении в Госдуме законопроект об НДС-регистрации иностранных поставщиков услуг.

Замглавы ФНС Дмитрий Сатин отметил, что при обсуждении темы налогообложения необходимо соблюсти баланс интересов государства и граждан. "С одной стороны, задача достаточно проста - давайте понизим порог. С другой стороны, мы понимаем, что здесь должен быть соблюден баланс интересов государства и граждан государства. Чем ниже мы опустим порог и создадим некомфортные условия для уплаты налогов - тем хуже все это будет выплачиваться", - сказал он, предложив сначала изучить международный опыт решения этих вопросов.

ДРУГИЕ ПУТИ

Еще одна идея регулирования трансграничной торговли, предложенная АКИТ, подразумевает введение почтового сбора для логистических компаний. Этот сбор может быть дифференцированным в зависимости от стоимости посылок. "В этом случае у нас нет повышения стоимости товаров на зарубежных сайтах, но есть повышение стоимости логистики", - сказал Федоров.

В качестве четвертого варианта предлагается сделать все посылки, поступающие в РФ, регистрируемыми. Этот вариант может быть вынесен на обсуждение в мае этого года на заседании Международного почтового союза в Стамбуле. "Здесь требуется очень большая работа "Почты России" совместно с ФТС", - отметил Федоров. Глава "М.Видео" Александр Тынкован считает, что такая мера могла бы быть введена параллельно, например, с обязательным НДС.

ГОСПИТАЛИЗИРОВАТЬ РЫНОК

Обсуждение регулирования трансграничной интернет-торговли обусловлено необходимостью защитить отечественных ритейлеров, которые зачастую неспособны конкурировать с зарубежными площадками, которые, не платя налоги, могут предлагать более привлекательные цены.

"Когда мы спрашиваем у покупателей, почему они не купили товар, который есть у нас, в другом магазине, они говорят нам, что есть цены на этот же товар на 15-20% процентов ниже. При этом мы и так много товаров продаем с маржой в 0%, но это все равно дороже, чем предложения конкурентов", - рассказал гендиректор Ozon.ru Денни Перикальски.

По словам главы АКИТ, в 2019-2020 годах количество товаров, продаваемых российскими интернет-магазинами в России, будет "несоизмеримо мало" по сравнению с количеством посылок, которые идут из-за рубежа.

По данным АКИТ, российский рынок интернет-торговли по итогам 2015 года вырос на 5% - до 750 миллиардов рублей. Общее число онлайн-заказов превысило 200 миллионов. При этом в зарубежных интернет-магазинах было сделано примерно 80-85 миллионов заказов. Количество международных посылок через сеть "Почты России" в прошлом году выросло на 64% - до 128 миллионов (в среднем 350 тысяч посылок в день), 85% из них пришли из Китая. В 2016 году "Почта" ожидает роста числа посылок до 200 миллионов.

"Мы медленно и плавно идем к смерти российского интернет-ритейла. Нам нужно госпитализировать его, если мы будем тянуть - мы его потеряем", - опасается глава АКИТ.