Юрий Грибанов, генеральный директор Frank Research Group
МОСКВА, 18 апр - ПРАЙМ. Результаты исследования ВЦИОМ о том, что 70% россиян не собираются заводить карту "Мир", показывают, что люди просто не понимают, о чем речь, поэтому и не хотят ее заводить. Им нужно объяснить, зачем она нужна. Коллегам из "Мира" нужно заняться рекламой, просветительской работой. Но уже то, что 20% планируют оформить карту российской национальной платежной системы "Мир", а 3% это уже сделали, совсем неплохо, мне кажется. Особенно с учетом того, что продукт еще не работает на полную мощность.
Полезен ли "Мир"? Можно задать схожий вопрос: "Полезен ли рубль"? Естественно, полезен. Для большого государства иметь национальную платежную систему очень важно и с точки зрения экономической безопасности, и с точки зрения государственного престижа. Япония, Китай - примеры воплощения вполне удачных национальных платежных систем.
Я уверен, что, если спросить человека, у которого больше трех пластиковых карт, о его платежных системах, он вряд ли скажет, какая из них MasterCard, а какая Visa. По большому счету клиенту все равно, какая у него платежная система, потому что задача платежной системы сделать так, чтобы человек зашел в магазин и без проблем мог расплатиться своей картой. Если "Мир" получит широкую сеть приема карт, как они планируют, клиентам будет все равно, "Мир" это, Visa или MasterCard. Особенность хорошей платежной системы для клиента заключается в том, чтобы она работала бесперебойно. Если она так работает, какая разница чей лейбл стоит на карточке? Клиент приходит в банк за картой, а не за платежной системой.
"Миру" сейчас нужно построить инфраструктуру и объяснить, что это за платежная система, работает ли она везде или, может, если не везде, то указать, какие есть ограничения. Нужно объяснить людям все подробно, четко и детально, чтобы клиент не боялся ее оформлять и понимал, о чем идет речь. Если такая работа будет проведена, то доля людей, которые не планируют оформлять карту "Мир" снизится. Фактически "Миру" не нужно продавать себя клиенту, ему нужно выстроить отношения с банками так, чтобы тем было выгодно эту карту запускать, даже если она не является обязательной.
Успешность системы будет зависеть от реализации. Я очень надеюсь, что у команды "Мира" хватит опыта для того, чтобы выстроить грамотную инфраструктуру. На начальных этапах возможны какие-то сбои, так как все-таки строить платежную систему с нуля действительно сложно. Если у них все получится, уверен, клиенты не будут задумываться, какой платежной системы карточка у них в кошельке. В конце концов, платежная система просто должна хорошо работать, ее ключевая задача - быстрая обработка платежей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.