МОСКВА, 23 мая – Прайм. Минкомсвязь считает российскую интернет-отрасль драйвером развития стагнирующей экономики страны, темпы роста которой в первом квартале рухнули до 1,6% с 4,8% годом ранее, но для использования его потенциала необходимо решить проблему цифрового неравенства.

По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, российский интернет-рынок ежегодно демонстрирует рост до 30% по ряду направлений, а его вклад в ВВП страны с учетом смежных отраслей (дистанционная торговля, online-образование) составляет 4,62%. В целом объем интернет-отрасли Минкомсвязь оценивает в 1,97 триллиона рублей.

"Если говорить об интернете в целом, то, конечно же, это драйвер российской экономики. Сегодня российская интернет-аудитория – это аудитория номер один в Европе, русский язык стал вторым по популярности языком интернета. Это огромный потенциал для российских компаний", - заявил Никифоров на итоговой коллегии Минкомсвязи, прошедшей в РИА Новости.

По данным министерства, ежемесячная аудитория интернета – 61,2 миллиона человек старше 18 лет, или 52% совершеннолетнего населения страны.

УСТРАНИТЬ ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО

В то же время министр напомнил, что услуги доступа к интернету развиты неравномерно, и заявил о необходимости ликвидации "цифрового неравенства". "В регионах, в особенности в Сибири и на Дальнем Востоке, мы лицом к лицу сталкиваемся с таким понятием, как цифровое неравенство. Проблема цифрового неравенства нас очень беспокоит", - отметил он.

По его словам, в настоящее время уровень проникновения фиксированного широкополосного доступа в интернет в среднем по России составляет 46%. "При этом цифры демонстрируют цифровое неравенство: в Москве проникновение превышает 60%, а на Дальнем Востоке составляет менее 30%", - сетует министр.

По его данным, в 36 населенных пунктах РФ с численностью населения более 10 тысяч человек нет наземных волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), позволяющих предоставлять услуги скоростного ШПД. "В этих городах даже есть 3G, только это 3G бесполезно, потому что по нему очень низкая скорость, очень дорогой трафик. В этих городах нормально не развивается ШПД", - отметил Никифоров.

ОПТИКА В КАЖДЫЙ ДОМ

Прокладывать ВОЛС в отдаленные населенные пункты операторам экономически невыгодно, и государство готово оказать им поддержку, но не складывая бюджетные средства, а используя механизм "умного субсидирования". "Государство не будет вкладывать средства в строительство линий связи, а будет заключать долгосрочные контракты, обеспечивающие гарантированный объем услуг в хорошем смысле по завышенной цене, компенсирующей выпадающие доходы операторов", - пояснил министр.

Кроме того, для компенсации затрат операторов Минкомсвязь предлагает использовать средства, собираемые в качестве оплаты за пользование радиочастотами, а также фонд универсального обслуживания, куда все операторы отчисляют по 1,2% выручки.

По словам Никифорова, министерство ставит задачу проникновения ВОЛС по технологии FTTH (Fiber-to-the-home, "оптика до дома") до 50% к 2018 году. Сегодня этот показатель составляет лишь 8%, оставшиеся 92% - это медные линии и оптоволоконные сети по технологии FTTB (Fiber To The Building, “оптика в здание”).

Кроме того, Минкомсвязь ставит задачу снижения стоимости подключения одного домохозяйства (квартиры) к интернету к 2018 году до менее 3 тысяч рублей с 15 тысяч рублей в настоящее время. Для этого министерство разрабатывает нормативную базу, которая упростит доступ операторов в многоквартирные дома, а также обсуждает вопрос снижения стоимости телекоммуникационного оборудования с российскими и зарубежными производителями.

ГОСУСЛУГАМ НУЖЕН РЫВОК

Проблема цифрового неравенства негативно сказывается на предоставлении государственных услуг в электронном виде, сказал министр. Он напомнил, что президент РФ поставил задачу: к 2018 году 70% населения РФ должны получать государственные услуги в электронном виде. На сегодня, по данным Минкомсвязи, электронными госуслугами пользуется 25% населения.

"Необходимо признать, что сегодня 70% населения, которые к 2018 году должны пользоваться электронными услугами, не имеют доступа в интернет. Очевидно, что они не могут являться потребителями услуг в электронном виде, которые не требуют визита в органы госвласти", - констатировал министр.

"Если просуммировать статистику использования федерального портала госуслуг, то видно, что в целом динамика не позволяет нам текущими темпами достичь поставленной президентом страны задачи к 2018 году", - признал Никифоров. По его словам, необходим "качественный рывок" в использовании госуслуг в электронном виде, который должен быть сделан в ближайшие два-три года.

Никифоров также сообщил, что Минкомсвязь планирует упростить процедуру получения простой электронной подписи и значительно расширить количество точек выдачи и оформления квалифицированной электронной подписи, необходимой для получения госуслуг в электронном виде. "Мы считаем, что перспективно это должно происходить во всей сети отделений "Почты России", как наиболее крупной разветвленной организации", - отметил министр.