Россия после полуторалетнего перерыва восстанавливает авиасообщение с Грузией. Сегодня в 20.10 мск в московский аэропорт Домодедово прибывает первый с октября 2006 г регулярный рейс из Тбилиси грузинской авиакомпании "Аирзена". Теперь ее самолеты будут ежедневно курсировать между двумя столицами.
Как известно, авиасообщение было прервано в октябре 2006 г. Россия мотивировала это решение задолженностью грузинских авиакомпаний за аэронавигационное обслуживание. Речь шла о сумме порядка 3 млн долл. Более полутора лет понадобилось для урегулирования вопросов выплаты долга. К данному моменту большая часть уже погашена, остаток будет выплачен по согласованию с российской стороной до конца года. Решить проблему удалось только в феврале этого года в ходе двусторонних переговоров. В МИД РФ надеются, что восстановление авиасообщения "позитивно скажется на атмосфере двусторонних отношений". Восстановление сообщения "предпринимается в контексте обсуждений, состоявшихся в ходе встречи президентов двух стран в Москве 21 февраля". Тогда Владимир Путин и Михаил Саакашвили договорились о многих аспектах российско-грузинского диалога в рамках саммита глав государств СНГ. В конечном итоге договоренность о возобновлении прямых полетов Москва-Тбилиси стала "первой ласточкой" наметившегося улучшения отношений.
В МИД РФ отметили, что решение отвечает "пожеланиям, неоднократно высказывавшимся представителями общественности Грузии, Католикосом-Патриархом Илией II, деятелями грузинской диаспоры в России". "Восстановление прямого авиасообщения позитивно скажется на атмосфере в двусторонних отношениях, станет важной вехой на пути к возрождению традиционного добрососедства, отвечающего самым глубоким чаяниям народов России и Грузии", - полагают в МИД РФ. "Возобновление экономических отношений и снятие других ограничений входит в интересы Грузии и России. Выражаем надежду, что возобновление авиасообщения станет первым шагом в деле восстановления добрососедства между странами", - отмечено в ответном заявлении МИД Грузии.
Все, у кого так или иначе была необходимость путешествовать из России в Грузию и обратно, жаловались на мораторий. За минувшие полтора года граждане Грузии и РФ ездили друг другу через третьи страны - обычно через Армению, Азербайджан, Украину. Путешествие "на перекладных" занимало около суток и стоило порядком дороже, чем прямой рейс. В итоге время и деньги, которые требовались для перелета в Грузию, были аналогичны трансатлантическим срокам и тарифам. Понятно, что население обеих стран это очень не устраивало, и просьбы к политикам "договориться между собой, чтобы простой народ не страдал", следовали одна за другой. То ли они возымели успех, то ли власти государств решили не углублять конфронтацию, которая никому не идет на пользу – неизвестно.
Так или иначе, согласно решению Минтранса РФ, с 25 марта авиасообщение восстановлено. Как сообщили в представительстве компании "Аирзена", на первый после долгого перерыва рейс "билетов уже нет, как из Тбилиси в Москву, так и обратно". "Сейчас свободные места есть только на рейс "Москва-Тбилиси" 27 марта и их очень мало", - заверили в авиакомпании. По "старому новому" маршруту будет летать Boeing-737-500 вместимостью 112 пассажиров без учета так называемых "технических мест", не поступающих в продажу, и экипажа. Стоимость перелета "Аирзеной" колеблется от 5 до 10 тыс руб в один конец и от 8 тыс до 18 тыс руб "туда и обратно". Еще одна грузинская авиакомпания – "Национальные авиалинии", рассчитывает возобновить авиарейсы в Россию в апреле – в Москву, Санкт-Петербург, Минводы и Сочи. Рейсы будут выполняться на паритетной основе: по 10 в неделю для каждой из сторон.
Вместе с грузинской авиакомпанией рейсы в эту страну будут выполнять также и российские. С 27 марта в Грузию начинает летать российский "Аэрофлот", а с 30 марта авиакомпания "Сибирь". Билеты на их рейсы также уже продаются и пока имеются в наличии. Стоимость билета до Тбилиси на рейсах "Аэрофлота" составит от 6 тыс до 12 тыс руб в одну сторону и от 7 тыс до 20 тыс руб "туда и обратно". Перелет "Сибирью" обойдется в 5-12 тыс руб "туда" и в 9-24 тыс руб "туда и обратно". Борты "Сибири" станут летать 3 раза в неделю из Москвы в Тбилиси, один раз в неделю - из Москвы в Кутаиси и один раз в неделю - из Москвы в Батуми. В расписании "Аэрофлота" рейсы из Москвы в Тбилиси запланированы 6 раз в неделю, а у "Аирзены" - ежедневно.
Кроме того, вслед за воздушными полетами между Грузией и Россией возобновилось и морское сообщение. Об этом сообщили в пресс-службе транспортной администрации министерства экономического развития Грузии. До конца текущей недели российский пассажирский теплоход совершит рейс из Сочи в грузинский город-порт Батуми. Как отметили в пресс-службе, это первый рейс после более чем годового перерыва. Из Батуми пассажирский катер на подводных крыльях "Комета" совершит ответный рейс в направлении Сочи. Стоимость проезда на "Комете" из Батуми в Сочи составит около 70 долл. Напомним, во время прекращения всех видов транспортного сообщения между Грузией и Россией связь между грузинским портом Поти и российским "Кавказ" не прекращалась. "Между этими портами существует железнодорожное паромное сообщение, которое не прекращало функционировать. При помощи этого парома происходит транспортировка грузовых контейнеров", - сказала начальник пресс-службы Кетеван Басилашвили.
М.Саакашвили уже оценил восстановление транспортного сообщения с Россией как "хороший знак". Однако не стоит полагать, что этот жест доброй воли сможет полностью снять существующие между странами противоречия. Как известно, Грузия давно добивается права стать членом НАТО, к чему Россия относится резко отрицательно. Североатлантический блок и без того подобрался к нашим границам вплотную, еще немного – и получится, что Россия окажется в кольце стран НАТО. На предстоящем в апреле саммите НАТО в Бухаресте Тбилиси опять поднимет этот вопрос. Далеки от решения и другие спорные моменты, в частности, эмбарго на экспорт в Россию грузинского вина и продуктов. В Грузии ожидают отмены санкций, но об этом пока нет речи. Также Москва пока не собирается снимать запрет на транзит через пограничный пункт Верхний Ларс /южно-осетинский участок российско-грузинской границы/, в то время как на территории Абхазии действуют два "нелегитимных" пункта таможенного пропуска. У нас есть свой козырь – Абхазия и Южная Осетия, которые после косовского прецедента также требуют независимости. В.Путин в свое время заверил М.Саакашвили, что Россия на такое признание не пойдет, однако на днях Госдума предложила ускорить процесс суверенизации непризнанных республик. Еще один пункт противоречий - двусторонний протокол о вступлении России в ВТО Грузией до сих пор не подписан. Российские переговорщики утверждают, что упрямство Тбилиси не должно быть связано с эмбарго на ввоз грузинской продукции, но их оппоненты, видимо, придерживаются другого мнения.
Весь этот запутанный клубок противоречий одним махом не разрешить. Если Грузия не пойдет нам на уступки, то, в случае ее вступления в НАТО разговор о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии может пойти серьезный. А если так – не за горами очередные шпионские скандалы со всеми вытекающими последствиями. Так что летайте в Грузию напрямую – пока это возможно. Как сложится дальше – остается лишь догадываться.