"Теперь белорусское ОАО "Полоцктранснефть Дружба" просит латвийский суд не только признать право собственности на 110 тысяч тонн технологической нефти в магистральном нефтепроводе Полоцк-Вентспилс, но и обязать ООО "ЛатРосТранс" возместить убытки, вызванные незаконным вытеснением более 40 тысяч тонн нефти", - отметил собеседник агентства.
Даугавпилсский суд должен был 10 августа начать рассмотрение по существу иска Белоруссии о спорной нефти в нефтепроводе Полоцк-Вентспилс. Однако ООО "ЛатРосТранс" предоставило белорусской стороне дополнительные материалы для ознакомления в рамках дела о спорной нефти в нефтепроводе Полоцк-Вентспилс, в результате чего белорусской стороне потребовалось определенное время на анализ предоставленных документов и подготовки своих аргументов, а суд был перенесен на 15 сентября.
Даугавпилсский суд, в котором 15 сентября предполагалось рассмотреть дело "Полоцктранснефть Дружбы" и "ЛатРосТранса" по существу, в связи с изменением предмета иска принял решение о передаче дела в Латгальский окружной суд.
У компании "ЛатРосТранс" есть 10 дней на обжалование решения суда. По этой причине дата рассмотрения иска белорусского предприятия пока не назначена. В случае отсутствия жалоб со стороны ООО "ЛатРосТранс" слушание может состояться через 2-3 месяца.
Дело "Полоцктранснефть Дружбы" и "ЛатРосТранса" рассматривается в Латвии с декабря 2010 года. За это время сроки рассмотрения дела по существу несколько раз переносились, в том числе и из-за встречных жалоб латвийско-российской компании. О праве собственности на технологическую нефть, находящуюся в принадлежащем ООО "ЛатРосТранс" магистральном нефтепроводе Полоцк-Вентспилс на территории Латвии, заявляют две компании – ООО "ЛатРосТранс" и ОАО "Полоцктранснефть Дружба". Трубопровод не используется с января 2004 года.
ООО "ЛатРосТранс" 16 ноября 2010 года распространило официальное сообщение о намерении начать вытеснение технологической нефти из своего участка нефтепровода Полоцк-Вентспилс. При этом компания заявила о праве собственности на технологическую нефть и 25 ноября приступила к сливу нефти, планируя заместить ее азотом. LRT планировала скачать 80 тысяч тонн нефти. По данным латвийских СМИ, LRT скачала 50 тысяч тонн. С учетом белорусского участка нефтепровода в трубе находилось 149,5 тысяч тонн нефти.
Белорусский госконцерн "Белнефтехим" заявил о праве собственности на весь объем находившейся в трубопроводе технологической нефти и обвинил латвийско-российскую компанию в причинении экономического ущерба. Состоялся обмен официальными нотами между МИД Белоруссии и Латвии. Вслед за этим Новополоцкое предприятие по транспортировке нефти "Дружба" подготовило документы для защиты своих прав в судебном порядке.
Новополоцкое республиканское унитарное предприятие по транспорту нефти "Дружба" преобразовано в ОАО "Полоцктранснефть Дружба" в конце 2010 года. Предприятие транспортирует российскую нефть из Западно-Сибирского региона, Татарстана и Поволжья на ОАО "Нафтан", а также может осуществлять транзитную транспортировку нефти в Литву и Латвию.
LRT является владельцем и оператором трубопроводов по перекачке нефти и нефтепродуктов на территории Латвии. Ventspils nafta принадлежит 66% ее уставного капитала, российскому "Транснефтепродукту" (дочерняя структура АК "Транснефть"