Путаница в бюджетной политике или решающая неделя квартала, - Алексей Заботкин, Андрей Амелин и Сергей Галкин, ВТБ Капитал

Читать на сайте 1prime.ru

"Решение Сбербанка /локальные +0.3%, расписки +9.8%/ о завершении программы конвертации акций в депозитарные расписки и заявление Норильского никеля /-5.8%/ о планируемом выпуске конвертируемых облигаций целью частичного финансирования выкупа своих акций стали очередными примерами склонности российских компаний к не всегда объяснимым действиям на рынках капитала. Похожим напоминанием – только уже в случае политики властей – служит и новостной фон трех последних суток.

В пятницу, выступая на экономическом форуме в Сочи, премьер-министр Владимир Путин поправил министра финансов Алексея Кудрина, высказавшего ранее мнение о том, что нынешние бюджетные планы практически наверняка приведут к повышению налогов после выборов.

Путин прямо заявил, что отношение налоговых поступлений к ВВП не должно увеличиваться. Тем не менее этим утром одна деловая российская газета сообщила, что бюджет Пенсионного фонда на 2012-2014 гг., рассмотрение которого правительством намечено на этот четверг /судя по всему, проект бюджета ПФР уже согласован всеми заинтересованными ведомствами/, предполагает возврат к широко обсуждавшемуся предложению понизить ставку соцналога с 34% до 30% – по настоянию президента Дмитрия Медведева такая ставка будет применяться в 2012-2013 гг.

Разумеется, подобные налоговые метания говорят о все более серьезном характере бюджетных ограничений, стоящих перед Россией. При этом вне зависимости от этих ограничений постоянное изменение налоговых ставок является опрометчивой позицией властей, порождающей вместо ощутимых стимулов лишь разочарование и путаницу.

Споры вокруг ставки соцналога – самое заметное свидетельство острой необходимости в том, чтобы заново оценить долгосрочные перспективы бюджетной политики РФ в свете резкого увеличения постоянных расходов бюджета в 2008-2010 гг. В результате возросших обязательств бюджетная политика значительно отклонилась от установок, присущим ей до 2007 г., поэтому без справедливой оценки бюджетной стратегии правительства доверие к налоговой политике со стороны частного сектора будет подрываться, а устойчивость расходных обязательств – все больше ставиться под сомнение. Эта проблема сейчас стоит перед правительствами многих стран; однако в случае России хорошее финансовое положение позволяет реагировать более последовательно и гибко.

Впрочем, для выявления более четких контуров дальнейшей бюджетной стратегии, возможно, придется дождаться того момента, когда новая администрация вступит в свои права и подробно изложит экономическую политику. До этого времени нужно быть готовым к новым запутывающим заявлениям и предложениям в данной сфере.

Что касается вопросов самого ближайшего будущего, то эта неделя может стать решающей: МВФ/ЕС должны вынести вердикт относительно соответствия Греции условиям для получения октябрьского транша финансовой помощи /тем временем в ходе состоявшейся на прошлой неделе встрече министров финансов стран ЕС Германия исключила возможность использования ЕЦБ для укрепления стабфонда ЕС/, в то время как на 20-21 сентября намечено заседание Комитета по открытым рынкам ФРС США, на котором будут рассмотрены варианты дальнейшей политики ФРС.

Мы по-прежнему считаем, что возможности ФРС становятся все более ограниченными и, скорее всего, меры будут недостаточно эффективными в условиях, когда финансовая система, все больше увязает в "ловушке ликвидности"; проблема заключается не в недостатке ликвидности, а в нехватке капитала; однако последнюю нельзя решить с помощью денежно-кредитной политики.

В России 23-24 сентября состоится общенациональный съезд "Единой России", который может дать намеки на политические перспективы 2012 г".

Обсудить
Рекомендуем