Вторая волна мирового финансового кризиса, о которой все чаще говорят экономисты, очевидно, не схлынет с наступлением нового 2012 г. Долговые проблемы Европы не теряют своей актуальности, американская макроэкономическая статистика оставляет желать лучшего, мировые рейтинговые агентства ухудшают прогнозы для глобальной экономики. В сторону понижения с прогноз развития мировой экономики в 2012 г. скорректировала ООН, эти оценки разделяют и эксперты МВФ.
"В настоящий момент мы наблюдаем первый системный кризис финансовой организации современного мира", – отметил в рамках видеомоста "Москва – Пекин" директор Центра азиатских исследований экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Евгений Авдокушин. Европейские долговые проблемы породил кризис "финаномики" США, убежден он.
Системная ошибка в мировой экономике не решена, соглашаетсяи научный сотрудник института "Центр развития" НИУ ВШЭ Дмитрий Мирошниченко. В настоящий момент политики движутся "наощупь", что подтверждают все новые и новые саммиты стран Евросоюза, каждый их которых обещает быть решающим и последним.
"Пока мы не разберемся с причиной, мир будет переходить от одной волны кризис к другой", – указывает Мирошниченко. При этом назвать главную причину нынешней финансовой нестабильности можно будет лишь спустя некоторое количество лет после завершения кризиса, когда будет переработан огромный массив информации и сделаны выводы. Очевидно одно: главной причиной сложившейся экономической ситуации стала гипертрофированная роль финансового сектора в мировой экономике.
Тем не менее, глобального краха финансовых рынков в 2012 г. эксперты не ожидают. На фоне нерешенных долговых проблем в Еврозоне единая европейская валюта вполне может потерять 30-40% своей стоимости, но ничего катастрофичного не произойдет, полагает Авдокушин. Распада еврозоны эксперт также не ожидает. "Евросоюз – вековая идея, – поясняет он. – Допустить развал этого объединения европейцы не могут".
"Крах еврозоны маловероятен, – соглашается сотрудник отдела мировой экономики Института современных международных отношений КНР ЧжанМаожун. – Тем не менее, на решение проблем региона понадобится около 10 лет". По его оценкам, перспективы США более оптимистичны, поскольку речь идет о более гибкой экономике, включающей один субъект.
На данном этапе проблемы еврозоны выглядят более серьезными по сравнению с проблемами США, считает Мирошниченко. Но при оценке стабильности той или иной валюты стоит учитывать, что новой кризисной волной в течение 2012 г. может "накрыть" и Соединенные Штаты.
Спасителями от финансовой нестабильности многие эксперты называют развивающиеся страны – их инвестиции в долговые бумаги могут оказать помощь странам ЕС. В частности, речь идет о стабильно растущем Китае, имеющем колоссальные ЗВР в размере $3 трлн. Но эти страны не только зависимы от состояния глобальной экономической системы, но и имеют свои нерешенные экономические проблемы. Основными трудностями для экономики КНР, растущей темпами 9% в год, являются рост себестоимости китайских товаров, а также не достаточно развитый рынок внутреннего спроса.
Мировая экономическая рецессия так или иначе отразится на развивающихся рынках, убежден заместитель заведующего кафедрой мировой экономики и международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Николай Котляров. Среди стран группы БРИК наиболее уязвимой является Россия, экономика которой является нефтезависимой и недиверсифицированной, полагает он.
На устойчивость экономического роста Поднебесной влияет как долговая ситуация в Европе так и новые условия торгового сотрудничества с Россией, вступающей в ВТО, полагает начальник лаборатории Института количественной и технической экономики Китайской академии общественных наук Фань Минтай. Китайским властям соблюдать баланс между проведением структурных экономических реформ и контролем за инфляцией, показатели которой в 2012 г., по его оценкам, составят около 4%.
Готовность Поднебесной спонсировать решение долговых проблем зависит от того, насколько эффективными будут эти инвестиции, поясняют китайские эксперты. В настоящий момент отсутствует внятный механизм "спасения" и существуют инвестиционные преграды, указывают они. Европа должна определиться с тем, а нужна ли ей такая помощь.
Юлия Катенева, ПРАЙМ