Статья

Государство недовольно "Газпромом" и его тарифами

Читать на сайте 1prime.ru

Забота об интересах газовой монополии приводит к парадоксальным результатам.

С одной стороны, государство довольно продолжительное время позволяло существовать "Газпрому" в режиме льготного налогообложения. С 2005 до 2011 года налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) не индексировался. При этом за то же время оптовые цены на газ возросли не менее чем вдвое, удвоилась и выручка концерна - до 3 трлн рублей, подсчитали в свое время в Комитете энергетической политики Госдумы РФ.

В тучные годы "Газпром" не считал зазорным настаивать на необходимости перехода на принцип равнодоходности уже с 2012 года. Подразумевается, что цены на газ России должны стать такими же, как в Европе, за вычетом затрат на транспортировку и таможенной пошлины. Сейчас в России в зависимости от региона тарифы установлены в коридоре между $52 и $119 за 1000 куб. м, в то время как для некоторых стран-импортеров цена на газ превышает $450 за тыс. куб. м. Заметим, что себестоимость добычи газа в России в третьем квартале 2011 года составила $27, 63, подсчитали в East European Gas Analysis.

Но введение этого принципа было отложено, по крайней мере, до 2015 года. Но государство в лице министра энергетики все же решило подвергнуть "Газпром" публичной критике, указав на неэффективность политики концерна по многим направлениям деятельности.

По данным Минэнерго, российская газовая отрасль в 2011 году вышла на новый исторический максимум по добыче - 670,7 млрд кубометров в год. Однако этот показатель - достижение не "Газпрома", а независимых производителей, которые к 2008 году - когда был предыдущий рекорд - сумели нарастить добычу.

"Газпром" же, наоборот, к тому же году ее существенно снизил и "не смог на сегодня выйти даже на докризисный уровень", распылялся глава Минэнерго Сергей Шматко. В результате в период самых серьезных холодов прирост обеспечивал не "Газпром", а независимые поставщики газа.

В результате Минэнерго предлагает активнее поддерживать независимых производителей газа как опору и основную точку роста отрасли /в том числе за счет беспрепятственного доступа к газопроводам "Газпрома"/, параллельно усилив контроль над не оправдывающей ожиданий монополией.

По словам аналитика ИК "Тройка Диалог" Валерия Нестерова, властям уже давно пора ограничивать аппетиты "Газпрома", чтобы не уничтожить конкурентные преимущества других предприятий. По его словам, если сравнивать с нефтяными компаниями, то "Газпром" не сильно обременен налогами.

Но, с другой стороны, "в России же проводится политика привязки доходностей экспортных и внутренних поставок. Объясняется такой подход интересами госбюджета, а также целями развития внутренней газовой инфраструктуры. Но такой принцип формирования внутренних цен остается непрозрачным. И далеко не все его поддерживают", - отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. В то же время, по его словам, власти реализуют затратные и низкорентабельные трубопроводные проектов, в которых задействован "Газпром".

Например, сейчас компанию заставляют уже с конца этого года запускать проект газопровода "Южный поток". Его морская часть стоит $10 млрд, а наземная – $6,5 млрд. Кроме того, совсем недавно сдали в эксплуатацию Дальневосточный газопровод, который обошелся не менее чем в $10 млрд. Но там с одного конца нет газа, а с другого – контрактов с Китаем, а потому труба фактически пуста. По словам Крутихина, вот на решение таких задач, никак не увеличивающих доходы компании, и направляются основные капиталовложения "Газпрома". Чтобы как-то их компенсировать, нужны деньги. А где их взять, кроме как с рынка? В итоге страдают потребители.

При этом аналитики не верят в то, что в обозримом будущем структура "Газпрома" будет изменена. Заявления Путина накануне выборов 4 марта о возможной приватизации "Газпрома" они сочли не более чем благими пожеланиями, ведь к приватизации концерна сегодня не готовы ни рынок, ни сам газовый монополист. Но не исключено, что посредством лоббирования интересов независимых производителей газа, государство пытается подтолкнуть "Газпром" к структурным изменениям и выработке более гибкой финансовой и тарифной политике.

Ирина Столярова, ПРАЙМ

Обсудить
Рекомендуем