Интервью

Панкин: регулирование и надзор должны быть объединены в одном органе

Читать на сайте 1prime.ru

Вопрос: Дмитрий Владимирович, как вы оцениваете потенциал роста рынка МФО?

Ответ: В 2011 году объемы микрозаймов выросли с 27 до 36 миллиардов рублей. При этом в 2011 году процентное соотношение по выданным займам было таковым: более 50% - кредиты малому бизнесу, 40% - потребительское кредитование, остальное – займы до зарплаты. Полагаю, что не следует ожидать существенных изменений в процентном соотношении по выданным займам в 2012 году.

Сами участники рынка ожидают в текущем году рост объемов микрозаймов на 10-15%, то есть к концу 2012 года этот показатель может составить 40-42 миллиарда рублей. Я, честно говоря, думаю, что рост будет несколько больше, учитывая, что последние годы рынок микрофинансовых услуг развивался быстрее, чем рынок банковского кредитования.

Вопрос: Каким вы видите дальнейшее регулирование и надзор рынка микрофинансовых услуг?

Ответ: Считаю правильным подходом ввести для МФО обязательное членство в саморегулируемых организациях (СРО), чтобы именно СРО устанавливали правила работы на рынке в соответствии с законодательством и следили за "чистотой" своих рядов. А ФСФР, в свою очередь, будет осуществлять надзор за СРО и за крупнейшими участниками рынка.

Вопрос: Такая норма уже существует для кредитных потребительских кооперативов (КПК). Применяет ли ФСФР какие-нибудь санкции в отношении КПК, не вступивших в СРО?

Ответ: Служба активно ведет работу по ликвидации кредитных потребительских кооперативов, не вступивших в СРО. Первая информация об этой работе появится уже в конце июля текущего года.

Вопрос: Вы планировали в мае начать сбор отчетности МФО? Есть ли первые результаты или когда их можно ожидать?

Ответ: Поскольку приказ Минфина по порядку сбора отчетности вышел только в марте, мы приняли решение не вводить санкции за нарушение сроков сдачи отчетности за 2011 год и 1-й квартал 2012 года. Практически все МФО уже сдали отчетность за 2011 год и 1 квартал 2012 года в Службу, что говорит, на мой взгляд, о готовности МФО выходить из "серого" рынка.

Наглядная картина о деятельности МФО по результатам анализа отчетности сложится к концу второго квартала 2012 года.

Вопрос: Какие требования, на ваш взгляд, должны в обязательном порядке выполняться МФО с точки зрения неподготовленного клиента с учетом низкой грамотности населения?

Ответ: Считаю, что в первую очередь микрофинансовые организации должны раскрывать полную информацию о величине процентной ставки выдаваемого кредита. Заемщик имеет право знать, на каких условиях он берет деньги. А дальше каждый сам принимает решение - нужно ли за кредитом обращаться в банк или же в микрофинансовую организацию. И хорошо, что есть такой выбор.

Вопрос: Недавно одна микрофинансовая организация - ООО "Домашние деньги" – вышла на рынок рублевых заимствований, разместив облигации на 1 миллиард рублей. Как вы оцениваете МФО в качестве заемщика и много ли еще желающих выйти на рынок облигаций?

Ответ: Этот вопрос рассматривался на экспертном совете по микрофинансированию при ФСФР и детально обсуждался с участниками микрофинансового рынка. Обсуждения не выявили высокой заинтересованности микрофинансовых компаний в рынке рублевых заимствований. Больше ни одна компания, кроме "Домашних денег", не планирует размещать облигации, поэтому пока это скорее уникальная ситуация.

Вопрос: В настоящее время по законодательству номинал одной облигации не может быть меньше 1,5 миллионов рублей. Не планирует ли ФСФР снизить требования к минимальной величине номинала бумаги?

Ответ: Мы прописали эту норму в законе именно для того, чтобы ограничить привлечение денег от неквалифицированных инвесторов. Подразумевается, что в МФО может вложить деньги только учредитель либо квалифицированный инвестор, имеющий достаточно средств, и способный просчитать риски такого инвестирования. Снижение номинала при выпуске облигаций возможно при условии установления большего контроля за МФО. По результатам экспертного совета мы сформировали рабочую группу, которая оценит целесообразность и возможность данных изменений и представит затем предложения к рассмотрению. Но это не первоочередная задача.

Вопрос: Много ли ФСФР выявляет нарушений в деятельности микрофинансовых организаций при проведении проверок?

Ответ: В мае мы провели проверки примерно в 100 МФО и в 10% случаев были выявлены нарушения. Среди типичных нарушений можно отметить неполное информирование граждан об условиях микрозаймов, а также отсутствие публичных правил предоставления микрозаймов, которые являются важной нормой закона.

Еще одно типичное нарушение – несоблюдение правил по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Хочу подчеркнуть, что несоблюдение этих правил не означает, что компании реально отмывали деньги. Нарушения касались несданного вовремя отчета, отсутствия правил внутреннего контроля или сотрудника, ответственного за такой контроль.

Кроме того, были выявлены единичные случаи, когда МФО, продавая по одной акции всем желающим, привлекали таким образом денежные средства, за что были наказаны. Но это не типичные нарушения.

Вопрос: Сколько сейчас на рынке действующих микрофинансовых организаций?

Ответ: В государственном реестре микрофинансовых организаций насчитывается 1725 МФО.

Вопрос: Вам хватает численности сотрудников надзора для контроля за деятельностью участников финансового, страхового, микрофинансового и кредитно-накопительского рынков? Какие еще подразделения требуют дополнительных ресурсов?

Ответ: Мы в свое время по поручению правительства вносили документ об увеличении штатной численности службы на 400 человек с 1500 сотрудников в настоящее время и повышении зарплат сотрудников. Службе необходимо увеличивать численность сотрудников, занимающихся надзором за деятельностью участников финансового рынка. Надо усилить блок надзора за деятельностью страховых компаний, а также за деятельностью микрофинансовых организаций. Кроме того, требуется увеличение численности подразделения, занимающегося вопросами, связанными с проверками информации по возможному манипулированию и инсайдерским сделкам. Сейчас в службе этим фактически занимаются 3 человека. У мировых регуляторов в подобных подразделениях работают сотни человек, так как это очень сложная и кропотливая работа, требующая сбора огромного количества информации, проведения большого числа проверок, тщательного анализа документов. В первую очередь, на этих направлениях нужно качественное усиление службы и по численности, и по зарплате, чтобы была возможность привлекать высокопрофессиональных специалистов с рынка.

Вопрос: Не могу не задать вам вопрос, который в последнее время все чаще поднимается участниками рынка – о расширении полномочий ФСФР. Когда ожидается обсуждение данного вопроса?

Ответ: На последнем заседании Совета по финансовым рынкам при Президенте нам было поручено подготовить предложения по расширению функционала и штата ФСФР и вынести их на рассмотрение правительства. Сейчас документ готов и в ближайшее время мы направим его в заинтересованные ведомства - Минфин, Минэкономразвития и Банк России - с тем, чтобы они представили свои заключения. После этого планируется собрать согласительное совещание под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова для принятия окончательного решения.

Вопрос: По оценкам, которые дают, например, такие уважаемые институты как МВФ и IOSCO, надзорную и регуляторную функции разделять нельзя. Согласны ли вы с таким подходом?

Ответ: Действительно, общий международный подход таков - регулирование и надзор должны быть объединены в одном органе. Нам указывают на это международные организации, с которыми мы сотрудничаем.

Вопрос: С 1 января 2013 года планировалось снять 25%-ное ограничение на обращение акций российских компаний за рубежом. Остаются ли в силе такие планы?

Ответ: Мы вносили проект приказа, предполагающий снятие с 1 января 2013 года ограничения на обращение акций российских компаний за рубежом, но он не был согласован с другими ведомствами.

Вопрос: А когда планируется допустить международные депозитарии Euroclear и Clearstream на российский рынок?

Ответ: В конце прошлой недели мы приняли решение о включении международных Euroclear и Clearstream в перечень иностранных организаций, которым центральный депозитарий открывает счета депо иностранного номинального держателя. Однако первоначально на их счета депо будут зачисляться только российские государственные и муниципальные ценные бумаги, а также бумаги иностранных эмитентов.

Вопрос: Когда на их счета депо смогут зачисляться бумаги российских эмитентов?

Ответ: Для этого нужно, чтобы в России эффективно работала инфраструктура рынка - чтобы шли расчеты, чтобы можно было по депо-счетам эффективно проводить сделки с высоким уровнем безопасности и с низкими издержками. Тогда можно будет сказать, что у нас создана конкурентноспособная инфраструктура, и в результате снятия всех ограничений к нам придут инвесторы и будут проводить операции на нашем рынке.

Считаю, что за полтора года центральный депозитарий сможет выйти на требуемый уровень, именно поэтому в нашем проекте приказа возможность зачислять на счета депо Euroclear и Clearstream российские корпоративные облигации и акции прописана с 2014 года.

Вопрос: Когда реально заработает центральный депозитарий?

Ответ: Мы рассчитываем, что в июле будут поданы документы, примерно 2-3 месяца потребуется на их рассмотрение, и к концу осени центральный депозитарий должен заработать.

Вопрос: Вы в свое время говорили о целесообразности проведения приватизации, в частности, Сбербанка на российском рынке. А хватит ли ликвидности на нашем рынке для этого?

Ответ: Ресурсы на российском рынке есть. Как минимум, это средства институциональных инвесторов – пенсионных фондов, инвестиционных фондов и страховых организаций. Следует отметить, что именно эти инвесторы в последнее время ощущают нехватку инструментов для размещения их средств.

Вопрос: Что нужно сделать для того, чтобы пенсионные деньги пришли на фондовый рынок?

Ответ: Нужно менять законодательство, которое в настоящее время ограничивает пенсионные фонды принимать риск текущей волатильности рынка и мешает им быть полноценным долгосрочным инвестором. Возможно, готовящиеся в настоящее время законопроекты по пенсионной реформе смогут в ближайшем будущем решить эту проблему.

Вопрос: Планировалось ввести налоговые льготы для физических лиц, инвестирующих на фондовом рынке. Когда этого можно ожидать?

Ответ: Минфин принципиально готов к обсуждению наших предложений. Однако, скорее всего, вопрос введения налоговых льгот для физлиц будет решен только в следующем году.

Елена Елина, ПРАЙМ

Обсудить
Рекомендуем