МОСКВА, 1 июн – РИА Новости. Тенденция смены музыкальных телеканалов развлекательными на российском ТВ вполне логична в условиях развития интернета, считают опрошенные РИА Новости эксперты. При этом они по-разному оценивают перспективы нового канала "Пятница". Часть из них считает, что новому каналу не выжить в конкуренции с такими крупными игроками развлекательного жанра, как СТС и ТНТ, другие говорят, что шансы на успех есть, но покорить зрителей можно будет, только предложив нечто совершенно новое.
Развлекательный телеканал "Пятница" с июня начинает вещать на частоте "MTV Россия". Президент холдинга "ПрофМедиа ТВ" Николай Картозия в декабре заявил, что "MTV Россия" уже давно перестал быть "тем музыкальным каналом, который мы когда-то любили", уйдя от музыкального жанра в развлекательный. По его словам, принято решение дать зрителю качественный интересный контент под новым брендом, а не пытаться смешивать форматы.
В сентябре 2012 года на частоте телеканала "МУЗ-ТВ" появился новый молодежный развлекательный канал "Ю", который состоит из программ, ранее транслировавшихся на "МУЗе" (за исключением музыкальных), а также новых программ и сериалов, как покупных, так и собственного производства. "МУЗ-ТВ" в свою очередь переехал на спутниковую платформу, вернувшись к музыкальному контенту.
АУДИТОРИЯ ВЫБРАЛА ИНТЕРНЕТ
Эксперты отмечают, что сегодня зритель делает выбор в пользу интернета, который дает возможность самому выбирать музыкальный контент, поэтому профилированные в этой сфере телеканалы "вымирают".
"Молодежи сейчас гораздо интереснее то, что она может найти в интернете, нежели то, что идет по музыкальным телеканалам. То есть сейчас фактически любой молодой человек, интересующийся музыкой, стал сам себе программным директором телеканала. То есть он набирает "Youtube" и смотрит там то, что он хочет, а не то, что ему предлагают работники MTV, "МУЗ-ТВ" и так далее. Тем более, что предлагают они, как правило, музыку крайне низкосортную", - считает музыкальный критик, журналист Артемий Троицкий.
Он добавил, что качество MTV и "МУЗ-ТВ" на последнем этапе своего существования стало весьма сомнительным, и нет ничего удивительного в том, что они "фактически утратились как морально, так и материально".
По словам доцента департамента "Медиапроизводство и креативные индустрии" НИУ ВШЭ Елены Шерстобоевой, решение отказаться от музыки на телевидении в пользу развлечений продиктовано низкими рейтингами - возникла проблема с доходностью бизнеса для владельцев каналов, и они решили, имея частоту, изменить содержание.
"Когда рейтинг любой развлекательной передачи в среднем выше рейтинга музыкального клипа на канале, то, конечно же, руководство вынуждено адаптировать эфир. MTV и "МУЗ-ТВ" уже, в общем-то, давно утратили свою "музыкальность": развлекательный эфир лишь разбавлялся клипами и мельканием "звезд", имеющих какое-то - иногда весьма отдалённое - отношение к музыке", - сказала она.
ПОПЫТКА СПАСТИ АКТИВ
В этих условиях остается делать ставку на "чисто телевизионные форматы", отмечает в свою очередь доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени Ломоносова Сергей Смирнов.
"Такие вещи, как скетчи, всякие юмористические программы, ситкомы, они же не живут в соцсетях, это не для них. Они могут жить только на телевидении. И поэтому, в общем, это вполне логичное решение - сделать ставку именно на то, что есть чисто телевизионный продукт, не имеющий эквивалентов и заменителей в других пространствах. Здесь все укладывается именно в этот тренд, просто на изменение поведения аудитории и ее отношения к телевидению и именно музыкальному телевидению как такому вот культурообразующему явлению", - отмечает Смирнов.
При этом, по его мнению, совершенно очевидно, что MTV "себя изжил", и "ребрендинг в данном случае – попытка спасти актив".
"Просто достаточно посмотреть на замеры аудитории TNS по 2012 году, и мы там увидим, что доля MTV – это 0,8%". То есть, если она вырастет, хотя бы удвоится за первые несколько месяцев вещания, это будет хороший показатель. Если доля не изменится, можно будет говорить о том, что ребрендинг не удался", - добавил он.
ГЛАВНЫЙ РИСК - ОКАЗАТЬСЯ "ЕЩЕ ОДНИМ ТАКИМ ЖЕ"
Смирнов оценивает шансы на успех нового телеканала "50 на 50", особенно в условиях, когда "каждый год зрители уходят от телевидения на другие медиаплатформы, и все телекомпании, в том числе крупнейшие, теряют аудиторию".
"Самый большой риск – это всегда оказаться вторым – еще одним таким же, как уже есть. И вот тут как раз весь вопрос – что мы увидим 1 июня в эфире. Если мы увидим нечто похожее в целом на тот же ТНТ, но просто сделанное за меньшие деньги, наверное, это будет не самый лучший вариант. Если мы увидим все-таки что-то отличающееся, значит, шанс появляется. Но это в каком-то смысле пока кот в мешке", - считает эксперт.
По словам Смирнова, вопрос еще и в том, насколько крупной будет инвестиция со стороны холдинга в новый контент. Он добавил, что реально оценить ситуацию можно будет только в сентябре после первых телезамеров TNS. При этом эксперт считает странным решение запустить новый телеканал "на излете" телесезона, а не в начале осени.
"Это, с одной стороны, дает каналу некую возможность в течение трех месяцев как-то адаптироваться, пристреляться к аудитории. Посмотреть на свои показатели. Но, с другой стороны, понятно, что лето мало принесет с точки зрения денег, это всегда так, это мертвый сезон. И здесь, конечно, определенный риск возникает", - сказал Смирнов.
НУЖНО НЕЧТО НОВОЕ
Троицкий считает, что, исходя из заявленной сетки вещания, "Пятница" вряд ли будет долгое время удерживать внимание аудитории.
"Я думаю, что любой канал может рассчитывать на какой-то успех только в том случае, если он предложит что-то действительно новое, свежее и невиданное. А выезжать за счет бывшего употребления, я имею в виду не только целые программы, я имею в виду и бывших ведущих, каких-то уже "заезженных лиц", я думаю, что это все может быть, в течение какого-то времени это и будет обсуждаться. Но, скорее всего, исключительно за счет эффекта новизны. Долго это не продлится. Думаю, что это все пойдет ко дну топориком", - сказал Троицкий.
В свою очередь директор "Института современных медиа" Кирилл Танаев полагает, что зрительский интерес будет зависеть от того, что именно предложит новый телеканал.
"Это зависит от того контента, которым они себя наполнят, и того, как они предложат свой продукт молодой аудитории. Потому что, собственно говоря, современный телезритель, с одной стороны, перекормлен телевизионным продуктом, и опять-таки, как показывает исследование, рост числа телеканалов, которые сможет употреблять телезритель, не ведет к увеличению в пропорции числа каналов, которые он на самом деле смотрит. То есть средний телезритель, даже если у него 30-40-50 каналов, он, тем не менее, все равно, как правило, смотрит каналов 10-15. Поэтому, конечно, конкуренция достаточно жесткая", - сказал Танаев.
Шерстобоева подчеркивает, что привлечь аудиторию можно будет, только предложив зрителям нечто совершенно новое.
"Скорее всего, руководству каналов имеет смысл делать что-то принципиально новое – не с точки зрения направленности контента, потому что борьба на рынке развлекательного ТВ очень активная, есть сильные игроки, такие как СТС и ТНТ. Вероятно, имеет смысл снова подумать о какой-то новой эстетике и стилистике, чтобы не повторять то, что уже существует. Однако сделать это будет непросто", - отмечает Шерстобоева.