Экономика

Счетная палата провела аудит эффективности использования водных ресурсов

Читать на сайте 1prime.ru

21 июня Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования федеральной собственности и водных ресурсов, в том числе в целях обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Центральном и Северо-Западном федеральных округах». Контрольное мероприятие проводилось совместно с КСП г.Москвы и г.Санкт-Петербурга. С сообщением выступил аудитор Михаил Одинцов.

В материалах, представленных на Коллегию, отмечается, что принятые меры по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Водная стратегия) позволили уменьшить объемы водозабора из природных источников и обеспечить в 2011 году снижение водоемкости ВВП с 2,4 куб. метров до 1,4 куб. метров или в 1,7 раза, а также сократить на 11,2 процента потребление воды населением, создать современные технологии водоподготовки и очистки сточных вод.

Вместе с тем результаты проведенного контрольного мероприятия свидетельствуют о том, что коренного улучшения водообеспечения не произошло. Проблемы рационального и безопасного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения продолжают сохраняться.

По-прежнему питьевое и хозяйственно-бытовое обеспечение в России на 87-90 процентов осуществляется за счет поверхностных, наиболее подверженных негативному антропогенному воздействию, водных ресурсов. При этом значительные объемы забираемых водных ресурсов используются нерационально. Так, в 2011 году в целом по стране не было использовано 25,3 куб.м забираемой воды, или 32,6 процента. Качество воды в источниках водоснабжения также практически не улучшается. По информации Роспотребнадзора, в настоящее время только 22,7 процента населенных пунктов Российской Федерации обеспечены доброкачественной водой.

В материалах, представленных на Коллегию, отмечается, что в ряде субъектов Российской Федерации не обеспечен необходимый учет и контроль за использованием водных ресурсов. Более половины водозаборов не оборудованы приборами учета воды, многие водопользователи используют водные ресурсы без заключения соответствующих договоров. В результате за 2011 год в целом по стране было измерено приборами учета только 57,3 процента забранной из водных объектов воды, в Центральном федеральном округе - 49 процентов, Северо-Западном федеральном округе - 39,5 процента.

Одной из главных причин сложившегося положения с качеством водоснабжения на Коллегии называлось то, что многие мероприятия, утвержденные Водной стратегией и другими нормативными правовыми актами, не выполняются. Так, 12 из 18 мероприятий Водной стратегии, предусмотренных к реализации до 2014 года, не выполнены в полном объеме.

Как было отмечено на Коллегии, на финансирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий в 2009 - 2012 годах из федерального бюджета было выделено 40, 4 млрд. рублей, что составило всего 25,2 процента от объемов, предусмотренных Водной стратегией на эти цели.

В ходе контрольного мероприятия также было выявлено неэффективное использование бюджетных средств. Так, согласно плану реализации мероприятий Водной стратегии, до конца 2014 года должны быть разработаны и утверждены для каждого речного бассейна страны нормативы допустимого воздействия на водные объекты (НДВ) и схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО). За 2008 - 2012 годы на их разработку затрачено 947,5 млн. рублей средств федерального бюджета. Однако по состоянию на 1 января 2013 года из 152 НДВ и 152 СКИОВО утверждено только 20 НДВ. В результате отсутствия утвержденных НДВ и СКИОВО система безопасного и рационального водопользования в России на сегодняшний день не создана.

Кроме того, на Коллегии отмечалась недостаточность современного уровня очистки сточных вод. Так, более половины очистных сооружений работают без приборов учета и контроля качества воды, а для пропуска в полном объеме всех стоков их мощностей недостаточно. При существующих темпах ввода в эксплуатацию очистных сооружений для их полной обеспеченности потребуется около 20 лет, а для обеспечения приборами учета - 11 лет. Таким образом, сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод по-прежнему является основной причиной загрязнения водных объектов, возникновения на них чрезвычайных экологических ситуаций и низкого санитарного качества воды.

Проведенный аудит также показал, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации подземные источники воды не позволяют в полном объеме обеспечить население водой для различных нужд. В одной трети субъектов ЦФО и ряде регионов других федеральных округов не осуществляется резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации (Брянская, Воронежская, Курская, Орловская, Смоленская и Тульская области). В ряде субъектов недостаточно разведанных запасов подземных вод для этих целей, а имеющиеся источники не обустроены в полном объеме (Костромская, Липецкая, Ярославская и Ленинградская области).

Коллегия приняла решение направить представления в Минприроды, Правительства г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, информационные письма - Президенту России, а также в Роспотребнадзор. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания, КСП г.Москвы и г.Санкт-Петербурга, а также полномочным представителям Президента Российской Федерации в Северо-Западном и Центральном федеральном округах.

Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации

26 июня 2013 года

 

Обсудить
Рекомендуем