По мере увеличения запасов валюты в распоряжении правительства (поступающей в рамках бюджетного правила) власти вновь поднимают тему о путях использования средств ФНБ. Напомним, что для этого размер ликвидной части фонда (средства за вычетом уже осуществленных инвестиций) должен достигнуть 7% ВВП.
Фактически запас валюты, полученной по бюджетному правилу (ликвидная часть ФНБ + средства на счетах по учету нефтегазовых допдоходов) превысил 7% еще в конце 2018 г. (а на 1 марта, по нашим оценкам, их объем равен 9 трлн руб., 8,2% ВВП), но по регламенту средства с этих счетов (в размере покупок валюты за прошлый год) перечисляются в ФНБ в июне текущего года, поэтому формальный порог в 7% будет превышен лишь в июне 2019 г.
Минфин озвучил две взаимодополняющие инициативы по использованию средств ФНБ: 1) расширение списка активов, в которые средства фонда могут быть инвестированы (по примеру фонда под управлением Norges Bank Investment Management в Норвегии); 2) поддержка льготного финансирования покупателей российского несырьевого экспорта.
Другие возможные стратегические изменения в регламенте фонда пока властями не анонсировались. Отметим, что в прошлом году (когда вопрос использования средств ФНБ также обсуждался) звучали, например, инициативы использовать часть средств на инвестиции проектов Майского указа. Пока кажется, что власти не рассматривают последнюю инициативу, что, на наш взгляд, является экономически верным решением. Во-первых, косвенно это будет означать усиление зависимости экономического роста от конъюнктуры цен на нефть, а значит — и косвенным нарушением бюджетного правила (пусть и с лагом), а во-вторых, будет сопряжено с рисками неэффективного использования средств (напомним, что основная задача суверенного фонда это быть «подушкой безопасности», а не ресурсом для стимулирования экономического роста).
Идея субсидирования потребителей российской несырьевой экспортной продукции, на наш взгляд, также выглядит непрозрачной и несет в себе риски. Подавляющий объем экспорта товаров из России – сырье (нефтегазовая продукция, металлургическое и сельскохозяйственное сырье), тогда как порядка половины явно несырьевой продукции (машины и оборудование и прочие несырьевые товары, коды ТНВЭД 84-97, в сумме 34 млрд долл. за последние 4 кв.), занимает продукция военного назначения (15 млрд долл.) Условия по кредитам потребителям этой продукции могут быть нерыночными (например, низкие процентные ставки и возможность списания долга).
Наиболее экономически эффективным способом управления средствами фонда из предложенных, по нашему мнению, является инвестирование средств в более широкий круг рыночных инструментов. Но при этом, по аналогии с Норвежским фондом, необходимо будет внести изменения в регламент использования средств фонда с целью повышения его долгосрочной устойчивости. Так, в случае NBIM невозможно использовать капитал фонда для текущих нужд (бюджет Норвегии может использовать лишь процентные доходы).
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.