МИНСК, 20 фев — ПРАЙМ. Премьер Белоруссии Роман Головченко заявил, что при продолжении ухудшения отношений с Литвой Минск может прекратить транзит своих товаров через Клайпедский порт.
"Пока через Литву поставляются другие белорусские товары транзитом, через порт в Клайпеде. Но если ситуация будет развиваться в таком же ключе, мы уберем и их. И что тогда будет грузить Клайпедский порт — большой вопрос", — сказал Головченко в интервью литовской газете "Вечерние новости", отрывок которого показал в воскресенье телеканал "Беларусь 1".
Он также заявил, что Минск может рассмотреть вопрос о прекращении экспорта в Литву древесины. "Если посмотреть товары, которые экспортируются из Беларуси в Литву, сотни миллионов — это продукция деревообработки. Древесина первичной переработки — в виде распиленной доски — направляется в Литву, и там уже литовские деревоперерабатывающие предприятия делают дальнейшую переработку и экспортируют в страны Евросоюза", — пояснил Головченко. По его словам, Минск может перекрыть этот канал.
"Где будет брать Литва древесину и куда денутся литовские деревообработчики — вопрос. Мы просто перекинем древесину на другие рынки — спрос очень большой", — сказал премьер.
"Из Литвы импортируются в большом количестве запасные части, бывшая в употреблении одежда. Мы просто откажемся от импорта этих категорий — куда повезут они дальше?" – рассказал о других возможных ограничительных мерах Головченко.
В то же время глава белорусского правительства заявил, что в Минске не хотят такого развития событий. "Если нас вынудят отвечать дальше, то у нас есть инструментарий, которым мы воспользуемся. Но мы этого не хотим. Беларусь заинтересована в политике добрососедства и прагматичного сотрудничества с Литвой", — подчеркнул он.
Головченко сказал, что в Минске готовы нормализовать отношения с Литвой, и при желании это не займет много времени. "Но для этого литовская сторона должна отказаться, во-первых, от той риторики, которую проводит в отношении нашей стране, во-вторых, от подрывных действий, которые направлены против безопасности и суверенитета Беларуси", — заявил он.
Он также отметил, что после запрета Литвой транзита белорусских калийных удобрений по своей территории в порт Минск перенаправил их в порты России и Украины, а также по железной дороге в Китай.
"Калий поедет в другую сторону, и он уже едет. Украина и Россия – что касается морских перевозок, в основном, он идет в Россию. И железнодорожные перевозки – в направлении Китая", — сказал Головченко.
Он подчеркнул, что Польша и Латвия для Минска — ненадежные партнеры, чтобы перенаправлять туда транзит идущих на экспорт калийных удобрений.
Правительство Литвы 12 января постановило аннулировать с 1 февраля договор о транзите белорусских удобрений в свете введенных 8 декабря США санкций против "Беларуськалия". Двадцать первого декабря координационная комиссия по обеспечению защиты объектов, имеющих значение для национальной безопасности Литвы, решила, что соглашение "Литовских железных дорог" с "Беларуськалием" не отвечает интересам национальной безопасности. На основе этих выводов кабмин постановил расторгнуть договор. Он был подписан в 2018 году до 2023 года и предусматривал железнодорожный транзит через Литву и погрузку в Клайпедском порту 11 миллионов тонн белорусских удобрений в год.