Рейтинг@Mail.ru
МАК готова закрыть небо для трети магистральных самолетов в России - 14.11.2015, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

МАК готова закрыть небо для трети магистральных самолетов в России

Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 6 нояб. - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) приостановил сертификат на эксплуатацию в России обеих модификаций Boeing-737 (Classic и NG) в связи с выводами Росавиации по делу об авиакатастрофе в Казани в 2013 году, в которой погибли 44 пассажира. Ранее Росавиация неоднократно заявляла, что вероятной причиной происшествия стал отказ системы управления рулем высоты и государство-разработчик, то есть, США, должно это устранить.

МАК раскритиковал Росавиацию за то, что, заявляя о недостатках самолетов Boeing-737, она не информировала об этом надзорные органы РФ и авиакомпании, а также не реализовала право на ограничение эксплуатации данных воздушных судов. "Если данное мнение Росавиации компетентно, то вызывает тревогу, что более 20 млн пассажиров самолетов семейства Boeing 737 длительное время подвергались существенным рискам", - говорится в заявлении МАК.

Сертификаты на эксплуатацию приостановлены до тех пор, пока Росавиация и  Федеральная авиационная администрации США  не доработают лайнеры так, чтобы они были безопасны для эксплуатации.

По мнению опрошенных агентством "Прайм" экспертов, именно МАК во многом виновен в возникновении этой проблемы.  Претензии к качеству самолетов идут с одного локального рынка и от одной организации, которая раньше сертифицировала их для РФ, отмечает главред портала "Авиапорт.ру" Роман Гусаров. "На мой взгляд, позиция МАК нелогична и безответственна. По сути, они отказываются от своей сертификации, спустя долгие годы, признав, что чего-то недоглядели", - рассуждает он.

МАК ссылается на Росавиацию, от которой было письмо с просьбой разобраться, поскольку есть подозрения. "Так вы разберитесь, вы же сертифицировали самолет, а МАК не проводил никаких исследований и все валит на Росавиацию", - сетует он. Со своей стороны, американский сертифицирующий орган тоже не увидел каких-то проблем, и жалоб от других эксплуатантов к ним не поступало. В противном случае корпорации Boeing тут же было бы дано предписание устранить недостатки, уверен эксперт. "В Америке этот процесс четко и жестко упорядочен, они дорожат своей безопасностью, ведь это самая летающая нация в мире", - подчеркнул он.    

МАК в свое время сертифицировал Boeing 737, значит, он и несет ответственность за то, чтобы полеты на них были безопасными, уверен президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов. "Сертификация - доходное, но и ответственное дело: если выяснится, что МАК сертифицировал самолеты с дефектами, влияющими на безопасность, это может закончиться для него тюрьмой. Ошибки в системе управления рулем глубины относятся именно к таким дефектам - это принципиально важное направление в технике самолета, напрямую влияющее на безопасность полета", - сказал он.

Boeing 737 – один из самых популярных самолетов в истории мировой авиации. Его эксплуатируют 104 авиакомпании по всему миру. По сути это общее название для более 10 типов воздушных судов от первых  Boeing 737-100 до новейшего  Boeing 737-900. Их стоимость варьируется в зависимость от типа и года выпуска и начинается от 5-7 млн долларов за модель 1995-2000 годов выпуска до 50-60 млн долларов за более новую. Каталожная цена модели, только что сошедшей с конвейера, начинается от 70 млн долларов.

Сертификаты летной годности в РФ имеют 194 таких самолета. Крупнейшим эксплуатантом на данный момент является авиакомпания "ЮТэйр", в парке которой находится 49 воздушных судов, вторым по величине российским перевозчиком, эксплуатирующим суда данного типа, является авиакомпания "Глобус" (группа компаний S7), в парке которой 13 воздушных судов. У "Трансаэро" до отзыва сертификата эксплуатанта было 47 таких самолетов. На Boeing-737 летает и лоукостер "Аэрофлота" "Победа" – ее парк целиком состоит из 11 Boeing 737-800. Компания уже сообщила, что ее самолеты летают на основании сертификата Бермудских остров, поэтому решение МАК их не коснется.

Впрочем, запрет на полеты воздушных судов российских авиакомпаний в компетенцию МАК не входит. Принимать такие решения могут лишь федеральные органы власти страны. Поэтому эксплуатация самолетов типа Boeing 737 в России продолжится в обычном режиме до получения официального предписания Росавиации 

Ей, в свою очередь, придется принимать непростое решение – приостанавливать полеты или нет. Формально эксплуатация самолетов без сертификата МАК запрещена, хотя лазейки найти можно, уверен Роман Гусаров. Например, если Росавиация допускает эксплуатацию иностранных воздушных судов без сертификата МАК, то такое решение может быть принято, озвучено и обосновано. "Однако это подорвет авторитет и статус МАК, а другой международной организации, сертифицирующей воздушные суда, пока нет и заменить ее непросто. К тому же, игнорирование МАК будет чревато репутационными и прочими далеко идущими рисками. Например, в нашу страну может пойти поток самолетов от разных производителей вообще без сертификатов", - сказал эксперт.

Судьба Boeing-737 решится на запланированном на пятницу совещании с участием представителей МАК, Росавиации, компании Boeing и авиакомпаний, которые используют Boeing 737. Скорее всего, в этой ситуации Росавиация решит продолжить эксплуатацию Boeing 737 – ведь это треть парка магистральных самолетов страны, уверен Роман Гусаров. В противном случае наступит паралич всей отрасли, банкротство ряда компаний и огромные финансовые проблемы у оставшихся, ведь некоторые летают только на этих самолетах", - отметил он.

 

С тем, что допустить прекращения полетов всех этих лайнеров сразу нельзя, согласен и Олег Смирнов. "Билеты на них проданы на полгода вперед, и одновременная отмена рейсов приведет к настоящему коллапсу. Другое дело – прекратить полеты только модификации Classic. Таких самолетов используется меньше, а у моделей NG другая система управления, в которую этот дефект не вписывается. Но делать это надо было заранее, распределив нагрузку по перевозке пассажиров на другие авиакомпании. В этом случае последствия удастся минимизировать", - полагает эксперт. 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала