Рейтинг@Mail.ru
Как государству стимулировать спрос на продукцию малого бизнеса? - 04.12.2015, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Как государству стимулировать спрос на продукцию малого бизнеса?

Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 4 дек - ПРАЙМ. Правительство разработало проект "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года". Проект предполагается реализовать в три этапа, первый из которых начнется уже в 2016 году и продлится до 2018-го. Главными направлениями федерального развития малого и среднего бизнеса, согласно документу, являются снятие ограничений в развитии малого и среднего бизнеса. 

Появлению этого проекта способствовало достаточно активное движение как региональных правительств, так и крупных госкомпаний в сторону увеличения доли закупок у малого и среднего бизнеса. Создавать спрос на продукцию малого и среднего бизнеса посредством госзакупок – идея не новая, многократно проверенная и в условиях кризиса, пожалуй, самая продуктивная. В первые годы после выхода из великой депрессии в США она была внедрена фактически во все штаты и неплохо себя зарекомендовала. 

Государство является крупнейшим хозяйствующим субъектом в стране и заключение договора с ним – это гарантия того, что предприниматель по исполнению контракта получит свои деньги. В отношении коммерческих контрагентов это не очевидно – в кризис участились случаи неплатежей, арбитражные суды всех регионов буквально завалены исками о немотивированном отказе от оплаты услуг или поставленного товара, задержек в исполнении финансовых обязательств и прочих случаев задолженности перед подрядчиками. Государственные и муниципальные организации, в отличие от коммерческих, имеют строго выделенный бюджет на определенные виды закупок, эти деньги зарезервированы и предприниматели по выполнению контрактных обязательств обязательно их получат.

Однако на практике все не так радужно, как в теории. Дело отнюдь не в большей надежности крупных компаний или большего доверия качеству их продукции. Зачастую, кстати, бывает как раз наоборот. Дело в том, что все государственные бюджетные предприятия работают по двум федеральным законам - 44, "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями)" и 223, "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". А согласно этим законам при заключении любого контракта, подразумевающего закупки товаров или услуг, необходимо его обеспечение. Такое требование связано с необходимостью отбора только надежных подрядчиков и обеспечения максимально эффективного исполнения контрактных обязательств. 

Объем гарантий, которые могут потребоваться от малого и среднего бизнеса – около 10-15% от величины контракта. Однако, учитывая суммы, на которые производятся закупки, денежные средства, которые малым и средним предприятиям нужно зарезервировать для выполнения контракта, могут быть от просто высоких до неподъемных.

К примеру, в Московской области общий объем муниципальных и региональных государственных закупок составляет почти 200 млрд. рублей в год. Соответственно, годовой контракт с небольшой или средней компанией, пусть даже совсем не новичке на рынке, достаточно устойчивой для своего сегмента, на 200 млн. рублей потребует от нее зарезервировать средства в размере 10 млн. рублей на этот самый год.

Крупный бизнес без труда справляется с этой необходимостью, а вот более мелким компаниям приходится тяжело. 10 млн. рублей - сумма немаленькая, покупка банковской гарантии на такую сумму займет довольно много времени и вряд ли будет дешевой, учитывая, что большинство банковских гарантий ограничены суммой в 5 млн. рублей. Да и сроки подписания контракта с момента объявления победителя, как правило, не превышают недели. В итоге небольшие компании нередко вынуждены отказываться от перспективных конкурсов еще на этапе объявления.

Чтобы изменить эту ситуацию несколько лет назад государственные гарантийные фонды Москвы и Санкт-Петербурга начали выдавать банковские гарантии на обеспечение государственных и муниципальных контрактов. Смысл услуги в том, что само государство посредством механизма поручительства, становится гарантом добросовестности предпринимателя, заключившего контракт на бюджетные средства. Со временем такую услугу начали декларировать и другие регионы (сейчас таковых 29), однако реальные выдачи производятся фактически только в четырех – двух столицах, Пермском крае и, с ноября, в Московской области.

При этом, процесс максимально упрощен: предпринимателю даже не нужно идти в Фонд и собирать для него отдельный пакет документов – ему достаточно прийти в любой из его банков-партнеров. И хотя услуга оказалась востребованной у бизнесменов, но и дальнейшее ее распространение мало что изменит, считает исполнительный директор Московского областного гарантийного фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Лариса Лукина. 

"Пока субъектов РФ, которые реально осуществляют механизм выдачи банковских гарантий малым и средним предпринимателям, будет оставаться в пределах 10, пусть даже три из них крупнейшие по объему государственных и муниципальных закупок субъекта Российской Федерации, ни уверенности у малых предприятий в будущем дне, ни ощутимых позитивных сдвигов в росте малого и среднего бизнеса в экономике, скорее всего, не появится. Но вот если каждый регион по мере сил и капитализации своих гарантийных фондов, проработает для себя механизм выдачи таких гарантий и начнет их активно предоставлять – все изменится, и даже быстрее, чем может показаться", - считает эксперт. 

По ее словам, сейчас малый и средний бизнес занимает 25% в экономике, но,  если решить главную проблему, не дающую ему активно включаться в государственные закупки, уже к середине 2016 года он может дорасти до 30%.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала