Женщины все больше идут в бизнес, создавая компании в самых различных отраслях экономики. Более трети малых и средних предприятий в России создано женщинами. Более половины предпринимательниц идут на создание собственного дела после рождения ребенка для того, чтобы его обеспечить и повысить собственный доход. Предпринимательниц стали позитивно воспринимать в обществе, что является стимулом для них пробовать себя в качестве "бизнесвумен".

 

МОСКВА, 6 мар - ПРАЙМ, Наталья Карнова. В последние три года активность прекрасного пола по созданию бизнеса заметно выросла, несмотря на экономические трудности. На это указывает Индекс предпринимательской активности женщин, который рассчитывается общественным объединением предпринимателей "ОПОРА России" и Агентством стратегических инициатив. В ходе опроса, проведенного этими организациями среди российских женщин, выяснилось, что женщины стали более склонны к созданию бизнеса в 2017 году по сравнению с 2015 годом.

Большая часть опрошенных женщин - 84 % - рассматривают возможность создания собственного дела. При этом главным стимулом для предпринимательства является более высокий доход, чем при работе по найму (53 %) и самореализация (49 %). Основными препятствиями на этом пути женщины считают нехватку финансовых ресурсов (65 %) и предпринимательского образования (48 %).

Самым важным стимулом для женщин является то, что общество стало позитивно воспринимать их как полноценных предпринимателей. Именно эту тенденцию отметили 42% участниц опроса. "Рост индекса в большей степени обусловлен именно этими позитивными ожиданиями, чем текущим, прямо скажем, не идеальным предпринимательским климатом. Последние три года были весьма непростыми для бизнеса. Предприниматели говорят и об усложнении финансового положения, и о ряде административных сложностей. 49% предпринимательниц отметили падение оборотов компании. Многие даже приняли решение закрыть дело", - рассуждает гендиректор Аналитического центра НАФИ  Гузелия Имаева.

Но, несмотря на объективные сложности, сами женщины также смотрят на возможности бизнеса более оптимистично. Можно с уверенностью говорить, что женщин-предпринимателей становится больше - по разным оценкам, им принадлежит треть всего бизнеса в России, рассказала Имаева.

БИЗНЕС ПОЛА НЕ ИМЕЕТ

Эксперты заверяют, что в бизнесе гендерных различий нет - оба пола конкурируют на равных. "Бизнес не делает поблажек, более того, женщинам порой приходится сложнее отстаивать и вести свой бизнес", - отмечает гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева. Поэтому у представителей обоих полов, решившихся на открытие собственного дела, можно отметить общие схожие черты - активная жизненная позиция, оптимизм, готовность к риску. "Есть стереотипы, что бизнесвумен - это сильный жесткий управленец, но это не так - все мы разные, и однозначных портретов нет. А стиль ведения дела каждый выбирает в соответствии с темпераментом", - добавила Имаева.

Тем не менее главное препятствие для начала собственного дела и у мужчин, и у женщин схожи. Таковым для себя более трети женщин называют нехватку финансов. "Женщина по своей психологии более нерешительна, чем мужчина, ей сложнее преодолеть так называемый «стеклянный потолок» - собственные представления о том, что у нее недостаточно знаний, умений, навыков", - полагает представитель НАФИ. Мужчины в большей степени склонны к решительным действиям и если озабочены, то внешними факторами - отсутствием доступа к финансированию, административными препонами и бизнес-рисками. Они быстрее делают первый шаг и нарабатывают недостающие знания по ходу. Женщинам-предпринимателям в большей степени необходима консультационная поддержка.

Но некоторые вещи у женщин получаются лучше. "Например, банкиры признают, что гораздо лучше выдают кредиты женщинам, у которых есть семья, дети. Они полагают, что наличие такой ответственности делает заемщика более договороспособным и готовым на реструктуризацию задолженности в случае проблем с бизнесом. Мужчины реже склонны к компромиссам в этом случае", - рассуждает Чупашева.

По данным исследования, больше всего женщин, решившихся открыть свое дело берут в долг у друзей и родственников. Таких среди предпринимательниц 43%. Только 36% получают на эти цели банковские кредиты на свое имя, а целевой кредит на развитие бизнеса у банков получили лишь 19% респонденток.

СЕМЬЯ ИЛИ КАРЬЕРА?

Женщины пробуют свои силы в самых разных отраслях, в том числе, традиционно мужских - IT, транспорт, логистика, производство, высокоинтеллектуальные проекты. Но больше всего им удается проявить себя в социально значимых сферах - культуре, здравоохранении, воспитании детей. "В 60% случаев женского бизнеса это торговля, в 30% - производство, еще 10% приходится на услуги", - констатирует Имаева. В малом и среднем бизнесе много молодых мам, а 53% женщин и вовсе приходят в предпринимательскую сферу после рождения детей. Многие женщины в бизнесе начинают с решения своих насущных проблем - обеспечения семьи детским питанием, одеждой, товарами. Далее в приоритете - домашние детские сады, развивающие кружки. Много мам с детьми, у которых проблемы со здоровьем, изобретают  приспособления для облегчения быта и развития ребенка, а позже патентуют и реализуют их. Так они обходят вечную женскую дилемму "семья или работа" - работа становится частью семейной жизни, дополняя ее.

"В моей практике был случай, когда женщина, после развода с супругом оставшаяся одна с тремя детьми, создала программу мастер-классов для разных возрастных категорий, причем расценки для всех групп были доступными. Это помогло ей решить не только свои проблемы, но и многих других женщин", - привела пример Имаева. "Все чаще женщины принимают участие в социально значимых проектах. Есть такой пример - несколько молодых мам создали коворкинговый центр, где такие же мамы могут получить за определенную плату доступ к оборудованию для бизнеса - от компьютеров до оборудования для выпечки, производства одежды. Можно даже приобрести абонемент. Там же есть детская комната, то есть, пока за детьми присматривают, женщина может что-то заработать", - рассказала Чупшева. И этот бизнес стал успешным, все привлеченные средства уже возвращены, а бизнес расширяется за пределы Москвы и Санкт-Петербурга - в другие российские регионы.

И все же региональная экспансия "женских" компаний скорее исключение. Большинство предпринимательниц сосредоточено на своем регионе, таких три четверти, лишь 20% вышли за пределы своего региона, и только 5% выросли до экспорта своей продукции и услуг за рубеж. В целом лишь 21% женщин хотели бы работать на международном уровне. К слову, российский малый и средний бизнес в принципе не ставит для себя целью выйти за границы России. Такие намерения есть лишь у 13% предпринимателей. Вероятно, здесь сказывается определенная боязнь незнакомых условий, локальную ориентированность своей продукции и высокой конкуренции. Все же делать что-то дома всегда проще.

Женщины в бизнесе сейчас не только российский, но и международный тренд - их становится все больше в качестве руководителей подразделений, управленцев. Неважно, есть ли у тебя высокотехнологичная компания с огромным штатом сотрудников, просто кафе или ресторан - каждый проект имеет право на жизнь, поэтому им необходимы равные возможности в океане бизнеса.