МОСКВА, 17 апр — ПРАЙМ. Представители министерства антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии во вторник провели переговоры с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России по вопросу увеличения на 23,1% своего тарифа на транзит нефти, в среду состоится встреча с Минэнерго РФ, однако ФАС уже не согласилась с доводами белорусской стороны, сообщил РИА Новости источник, близкий к одной из сторон переговоров.

По его словам, на встрече в ФАС представители Белоруссии назвали три причины для роста тарифа: экологические проблемы, связанные с разнообразием фауны; появление информации о том, что нефтепровод проходит по территории Припятского национального парка; тот факт, что тариф "Гомельтранснефть Дружбы" (оператор белорусского участка нефтепровода "Дружба") ниже, чем у "Транснефти".

Нефтеперерабатывающий завод и нефтепровод "Дружба"

"Дружбе" – труба. Минск намерен перекрыть нефтепровод из РФ в Европу

Российская сторона при этом указала на то, что тариф "Транснефти" обоснован высокими капзатратами, которых нет у белорусской компании, в итоге ФАС не согласилась с доводами белорусской стороны, рассказал собеседник агентства.

Белоруссия хочет повысить тариф на транзит российской нефти на 23,1% из-за введения экологического налога, причем заявляет об этом только в отношении транзитной ветки нефтепровода "Дружба" в направлении Польши и Украины, оставляя за рамками обсуждения вторую ветку трубопровода, а также нефтепродуктопроводы, следует из письма вице-премьера Белоруссии Игоря Ляшенко президенту "Транснефти" Николаю Токареву, с копией которого ознакомилось РИА Новости.

ТОЛЬКО ДЛЯ ТРАНЗИТА В ЕВРОПУ

В апреле Токарев сообщал журналистам, что Белоруссия предложила повысить тариф на транзит нефти на 23%. Это внеплановый рост тарифа, планово он уже вырос с февраля на 7,6%.

В письме Ляшенко от 14 марта приводится обоснование этого роста. В нем говорится, что "Гомельтранснефть Дружба" проинформировала правительство страны о необходимости пяти технических мероприятий на ветке "Дружбы" в направлении Польши и Украины. Перечисленные меры: реконструкция одной насосной станции, обустройство защитной дамбы в 32 километра на границе с Украиной, реконструкция участков Мозырь- Броды (32 километра) и Мозырь-Брест (15 километров), а также замена участка Мозырь-Брест (31 километр). Расходы на все эти меры в 2019 году оценены в 82 миллиона белорусских рублей (2,5 миллиарда рублей).

В письме отмечается, что эти мероприятия имеют большое значение для Белоруссии, "которая является страной с повышенной экологической ответственностью" и "имеет международные обязательства по значительному снижению темпов утраты биоразнообразия в глобальном, региональном и национальном масштабах".

Как говорится в письме, с учетом повышенной потенциальной экологической опасности нефтепровода с 1 мая планируется введение экологического налога на транзит нефти по Белоруссии в размере 0,41 белорусского рубля (12,53 российского рубля) на перемещение 1 тонны на 100 километров. В итоге объем налогов, включаемых в себестоимость услуг по транспортировке нефти, может увеличиться более чем на 69 миллионов белорусских рублей (2,1 миллиарда рублей).

Суммарно введение налога и дополнительные траты в 2019 году приведут к чистому убытку у "Гомельтранснефть Дружбы", что не даст ей полностью реализовать перечисленные пять технических мероприятий, заявляет в письме вице-премьер Белоруссии.

"В целях компенсации до 50% дополнительных налоговых платежей и инвестиционных расходов "Гомельтранснефть Дружбы" просим Вас, уважаемый Николай Петрович, используя механизм внепланового пересмотра тарифов, согласовать увеличение тарифов на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам "Гомельтранснефть Дружбы" с 1 мая 2019 года на 23,1% от действующего уровня", — сказано в письме на имя главы "Транснефти".

"Гомельтранснефть Дружба" работает на участке нефтепровода "Дружба" от границы с Россией до границ с Польшей и Украиной (нефтепровод делится на две нитки около Мозырского НПЗ, который тоже получает сырье из "Дружбы"). При этом есть еще одна нитка "Дружбы" на территории "Белоруссии", она идет до другого перерабатывающего завода — "Нафтан". О ее потенциальной экологической опасности и необходимых налогах в письме Ляшенко речи не идет, как и о нефтепродуктопроводах.