В течение долгого времени политический риск приобретал различные значения в зависимости от того, инвестировали ли вы средства в развитые рынки или в рынки стран с развивающейся экономикой – и при этом прочность существующих институтов составляла главное отличие. Однако за последние восемь месяцев это различие стало менее значительным, и все большее количество инвесторов стали задавать вопросы о том, каким может быть наилучший вариант ответа. 

Для инвесторов на развитых рынках политический риск, как правило, ограничивался узкой полосой, вращавшейся вокруг политической позиции правительства относительно бюджетного дефицита и возможных компромиссов, дерегуляции и – иногда – торговли и либерализации капитала…

Иначе складывалась ситуация для инвесторов на развивающихся рынках, где политический риск легко мог включать в себя радикальные сдвиги в экономической ориентации, детализацию контроля торговли и капитала, операции в системе обменного курса и даже политику национализации и конфискации…

До последнего времени это различие с успехом противостояло довольно большому количеству изменений – в том числе в Греции, где правительство, коалиции радикальных левых, пришло к власти в 2015 году в результате выборов, пообещав провести значительные политические изменения, однако в конечном итоге оно стало использовать, по сути, тот же самый подход, что и более традиционные предшественники. 

Затем состоялся референдум по поводу Brexit. Дэвид Кэмерон, бывший тогда премьер-министром и лидером Консервативной партии, совершил то, что сейчас воспринимается как крупный политический просчет, - он провел в июне прошлого года референдум по вопросу о том, должно ли Соединенное Королевство выйти из Европейского Союза. Неожиданная победа сторонников кампании… лишила Кэмерона его поста, а теперь результаты голосования заставляют инвесторов и бизнесменов задавать себе весьма важные вопросы относительно тех законодательных рамок, которые будут регулировать экономические и финансовые отношения этой страны со своими главными торговыми партнерами. 

А сегодня настала очередь Франции провести инъекцию риска в рынки. Перед запланированными на весну президентскими выборами необычные и неожиданные события в традиционных партиях по обе стороны политического спектра предоставили возможность Марин Ле Пен, лидеру крайне правого Национального фронта, стать серьезным кандидатом в гонке за право стать хозяином Елисейского дворца. Поскольку в платформе ее партии содержится призыв относительно выхода из еврозоны, то торговля французскими правительственными бондами резко выросла на прошлой неделе, а рисковые спреды расширились в сравнении с немецкими облигациями. 

В результате мнения инвесторов, похоже, стали расходиться по поводу того, как относиться к политическим рискам, когда речь заходит об оценке бондов, акций и обменного курса развитого рынка. По понятным причинам, мало кто видит необходимость – по крайней мерей, в настоящий момент – использовать методологию развивающегося рынка. Однако бездействие становится все более некомфортным с учетом того, что направленные против истеблишмента движения продолжают укреплять свое влияние в некоторых развитых странах. 

Ответом вполне может послужить медленная и постепенная эволюция, а не революция.

Маловероятно, что рынки будут способны игнорировать общее увеличение политических рисков развитых рынков. Сами по себе многие показатели волатильности, за заметным исключением экстремальной защиты от хвостовых рисков, остаются слишком низкими. В конечном итоге, воздействие слишком большого количества лет экономического роста, роста слишком слабого и недостаточно инклюзивного, способствовало появлению комбинации политического гнева, недоверия к институтам и потере доверия к экспертному мнению, формируемому как государственным, так и частным сектором. Однако свойственные развитым рынкам верховенство закона, личная выгода – даже если и не самого просвещенного толка, - а также давно существующая система сдержек и противовесов будут, скорее всего, выступать в качестве сдерживающих сил, уменьшающих вероятность сдвига в сторону ценового режима, характерного для развивающихся рынков